Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Региональная комплексная программа развития профессионального образования в Ленинградской области на 2011-2013 годы" (с изменениями на 25 июля 2013 года) (утратило силу с 12.05.2014 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 08.05.2014 N 165)

Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования


В рамках приоритетных направлений развития системы профессионального образования Ленинградской области необходимо решить задачу создания эффективной региональной системы оценки качества профессионального образования, которая включала бы наряду с традиционными процедурами процедуры, связанные с изменениями в обществе, экономике. Создание такой системы должно рассматриваться в логике построения общероссийской системы оценки качества образования, ее концептуальных основ.

Существующая в Ленинградской области региональная система оценки качества профессионального образования включает процедуры внутренней и внешней оценки качества образования, одни из которых являются традиционными, другие - инновационными. При этом оценка качества профессионального образования носит как обязательный, так и добровольный, заявительный характер. В ее осуществлении принимают участие органы управления образованием Ленинградской области, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, независимые (негосударственные) организации и эксперты, временно создаваемые комиссии.

К процедурам внешней оценки качества профессионального образования относятся: лицензионная экспертиза образовательных программ, аккредитационная экспертиза образовательных учреждений, аттестация инженерно-педагогических кадров, статистическое наблюдение за системой профессионального образования, итоговая государственная аттестация выпускников учреждений профессионального образования, мониторинговые исследования качества по отдельным направлениям, контроль качества и соблюдения законодательства в сфере образования, социологические исследования, он-лайн и офф-лайн тестирование обученности учащихся и студентов, экспертиза представителями объединений работодателей и независимыми экспертами основных профессиональных образовательных программ, конкурсные и рейтинговые процедуры.

К процедурам внутренней оценки качества профессионального образования относятся: внутренний аудит качества образования, самообследования по качеству, текущая и промежуточная аттестация обучающихся, мониторинг качества образовательного процесса по направлениям деятельности, оценка качества по линии административного контроля качества образовательного процесса.

Для совершенствования и придания системного характера развития региональной системе оценки качества профессионального образования требуется разработка соответствующей концепции и нормативно-методической базы.

Одним из элементов региональной системы оценки качества профессионального образования должна стать оценка и сертификация квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, с использованием потенциала создаваемого регионального центра.

Целью функционирования регионального центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение, является диагностирование и оценка профессиональных и иных компетенций выпускников, приобретенных в процессе обучения и в результате профессиональной трудовой деятельности, то есть оценка квалификаций новой рабочей силы (выпускников системы профессионального образования) и работников со стажем, в том числе иностранной рабочей силы, с выдачей соответствующего официального документа (сертификата).

Такая сертификация должна проводиться на постоянной основе в соответствии с изменяющимися требованиями профессиональных стандартов и в рамках концепции непрерывного обучения на протяжении всей трудовой деятельности. Региональный центр оценки и сертификации квалификаций как независимая организация, созданная при участии работодателей, общественных организаций, должен, наряду с другими задачами, участвовать в разработке профессиональных стандартов, а также способствовать становлению в Ленинградской области многоуровневой системы обеспечения качества образования. С учетом требований действующих нормативных документов, современных тенденций в развитии систем обеспечения качества профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом представляется целесообразным, чтобы учредителем такого центра стало региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области".

Создание регионального центра оценки и сертификации квалификаций является актуальным для системы профессионального образования Ленинградской области, поскольку ориентировано на эффективное взаимодействие производства с системой профессионального образования, и будет способствовать повышению качества подготовки специалистов в соответствии с существующими и перспективными требованиями работодателей.

Учитывая входные требования различных категорий экзаменуемых и заинтересованных сторон, центр оценки и сертификации квалификаций, располагающий ресурсами, должен организовать комплексную оценку компетенции специалиста и выдавать сертификат, подтверждающий выполнение квалификационных требований. Главное в этом процессе - инструменты оценки, методология их создания и технология применения, показатели качества профессиональной подготовки. Результат процесса - сертифицированные специалисты.

Заинтересованными сторонами процесса сертификации квалификаций являются выпускники образовательных учреждений профессионального образования, мигранты, работодатели как заказчики высококвалифицированных специалистов, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, образовательные учреждения профессионального образования и профессиональной подготовки, центры занятости и кадровые агентства.

Ресурсы регионального центра оценки и сертификации квалификаций включают: персонал (научно-методический, административно-управленческий, вспомогательный), оценочный инструментарий, оборудование и программные средства, финансовые средства, информационно-методические ресурсы.

Одной из важных составляющих региональной системы оценки качества профессионального образования в Ленинградской области должна стать система общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, интегрированная в систему и процедуры государственной аккредитации и размещения государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов.

Для создания такой системы необходимы разработка соответствующего регламента, конкурсный отбор организаций и лиц для осуществления общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, внесение изменений в нормативные акты, регламентирующие проведение государственной аккредитации и распределение государственного заказа на подготовку кадров.

Внедрение в практику процедуры оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение, процедуры общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ не исчерпывает перечня задач и направлений по развитию в Ленинградской области региональной системы оценки качества профессионального образования.

С точки зрения концептуального обоснования региональной системы оценки качества профессионального образования необходимо, чтобы она органично входила в формируемую на федеральном уровне общероссийскую систему оценки качества образования, обеспечивала управляемые условия в ходе инновационных преобразований в региональной системе профессионального образования, позволяла интегрировать все использующиеся процедуры оценки качества профессионального образования.

В региональной системе профессионального образования Ленинградской области существуют опыт, достижения, база и потенциал для модернизации и совершенствования региональной системы оценки качества профессионального образования на новых принципах, в новых условиях, в их числе:

наличие баз данных и статистики по различным направлениям образовательной деятельности и аспектам качества профессионального образования;

опыт применения на региональном уровне и на уровне образовательных учреждений сетевых информационных технологий, создания интегрированных баз данных для различных пользователей;

наличие на региональном уровне подготовленных кадров в области оценки качества, мониторинга качества профессионального образования, тестовых технологий;

наличие нормативных актов и научно-методических разработок по оценке качества профессионального образования;

функционирование государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования", департамента надзора и контроля за соблюдением законодательства в области образования комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, государственного учреждения "Центр единого государственного экзамена", подразделений и должностных единиц, осуществляющих функции оценки, экспертизы, анализа и мониторинга качества образования (научно-исследовательский центр, факультет развития профессионального образования в составе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования", отдел по контролю качества образования департамента надзора и контроля за соблюдением законодательства в области образования комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, инновационные площадки на базе ведущих образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области и др.).

Назначение региональной системы оценки качества профессионального образования вытекает из ее особого положения в региональной системе управления качеством профессионального образования, связанного с обеспечением информацией по вопросам качества профессионального образования, динамики, тенденций, перспектив, совершенствования. Указанная информация предоставляется органам управления образованием, работодателям, администрации образовательного учреждения, педагогическим и административным работникам, обучающимся и родителям, общественности.

Цель региональной системы оценки качества профессионального образования состоит в выстраивании механизма получения, обработки, хранения, предоставления и использования в управленческой практике информации как условия и базы для реализации процедур управления качеством профессионального образования на всех уровнях с привлечением объединений работодателей, институтов гражданского общества.

Задачами региональной системы оценки качества профессионального образования являются:

интеграция существующих механизмов и процедур оценки качества образования;

содействие становлению и развитию новых механизмов, технологий, процедур оценки качества образования, в том числе имеющих мониторинговую направленность, связанных с независимой оценкой качества образования;

определение полноты выполнения законодательно установленных стандартов и норм, включая стандарты, разработанные объединениями работодателей;