Недействующий

О Программе улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (с изменениями на 2 декабря 2014 года) (утратило силу с 1 января 2015 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 496)

3. Анализ факторов, влияющих на инвестиционные решения


Необходимо отметить, что условия ведения бизнеса в России в целом и в Санкт-Петербурге в частности существенно отличаются от других государств. Инвесторы зачастую сталкиваются с тем, что действительность не соответствует их ожиданиям. Мировой опыт показывает, что при определении задач, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, смещение фокуса с внутренних аспектов (например, организационных вопросов и действующих программ) в сторону концентрации на клиентов (то есть инвесторов и сотрудников) дает положительный эффект в краткосрочной перспективе. В этой связи план мероприятий в рамках Программы, должен основываться на модели построения ожиданий субъектов инвестиционной деятельности и учитывать весь комплекс факторов, оказывающих влияние на инвестиционные решения.

Факторы инвестиционной привлекательности, рассматриваемые инвестором при принятии решения об инвестициях, могут быть условно разделены на рыночные и административные.

Рыночные факторы - это те факторы, которые являются частью существующей среды и не могут быть изменены в краткосрочной и среднесрочной перспективе (активы, ресурсы); возможность оказывать на них влияние ограничена. Уровень значимости каждого из таких факторов существенно разнится в зависимости от инвестора и вида бизнеса, однако каждый из них для целей контроля и оценки принимаемых мер может иметь количественный показатель. В Санкт-Петербурге на данном этапе можно выделить ряд рыночных факторов, которые формируют инвестиционный потенциал.

3.1. Рабочая сила. В Санкт-Петербурге рабочая сила является конкурентным преимуществом, особенно в части инженерно-технического персонала. Необходимо отметить, что рост инвестиционной привлекательности повлечет за собой увеличение потребности в высококвалифицированной рабочей силе и, как следствие, необходимость повышения уровня квалификации выпускаемых системой профессионального образования специалистов и рабочих кадров.

3.2. Научно-техническая база. Для значительной части иностранных инвесторов фактор использования материально-технической базы и научно-исследовательских организаций не является приоритетным, так как они приносят свои собственные технологии, однако, специалисты в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) высоко ценятся в том случае, если инвестор планирует размещать в регионе свой научно-технический центр.

3.3. Размер доступного рынка потребительских товаров. В большей степени этот фактор важен для производителей потребительских товаров и предприятий розничной торговли и в меньшей степени - для производителей товаров производственного назначения. При этом инвесторы рассматривают не только региональный потребительский рынок, но также и соседние регионы как потенциальные рынки для своей продукции.

3.4. Размер доступного рынка промышленных товаров. В некоторых отраслях с высокой добавочной стоимостью существует ряд тесно связанных между собой производств, при этом предпочтительно, если они расположены близко друг от друга, например, в одном технопарке или производственной зоне. Таким образом, инвесторы оценивают привлекательность рынка с точки зрения существующих промышленных кластеров и их развития.

3.5. Инфраструктура. Инвесторы зачастую не удовлетворены состоянием и обслуживанием имеющихся объектов инфраструктуры, в то время как свои собственные требования рассматривают только как минимально необходимые для ведения бизнеса.

Административные факторы - это факторы, касающиеся эффективности административного аппарата и процессов, внутренние возможности представителей соответствующих государственных организаций, законодательство и так далее. Административные факторы, в отличие от рыночных факторов, труднее поддаются количественной оценке, однако при этом универсальны вне зависимости от видов бизнеса и предпочтений инвесторов. Ключевым отличием административных факторов является возможность осуществлять оперативное управление ими и контролировать результаты в краткосрочной перспективе. С точки зрения инвестора, любой из этих факторов может быть квалифицирован как барьер для инвестирования. Таких факторов несколько:

инвестиционная открытость. Наличие региональной маркетинговой программы, устанавливающей четкие принципы сотрудничества с инвесторами и обеспечивающей стабильность, необходимую для успешного осуществления долгосрочных инвестиций;

успешный опыт реализации инвестиционных проектов. Инвесторы воспринимают успешную реализацию проектов с привлечением прямых инвестиций как подтверждение возможной успешной реализации их собственных проектов;

консолидированный универсальный подход. Инвесторы оценивают административный процесс как сложный и непрозрачный, поскольку он предполагает взаимодействие с многочисленными государственными организациями, не имеющими непосредственной заинтересованности в привлечении инвестиций;

законодательство. Инвесторы оценивают стабильность и преемственность в региональной политике в отношении создания благоприятных условий для привлечения инвестиций;

эффективное взаимодействие органов государственной власти. Принципиальная согласованность действий органов государственной власти с провозглашенной политикой и принципами;

налоговое стимулирование и финансовая поддержка. Наличие различных видов финансового стимулирования положительно воспринимаются инвесторами, хотя привлекательность налоговых льгот может снижаться за счет связанных с ними дополнительных административных процедур и требований к представлению отчетности.

Административные факторы в настоящее время представляются более сильным движущим стимулом при принятии инвестиционного решения, так как низкий уровень институционального развития не может обеспечить реализацию рыночных факторов. Инвесторы ожидают, что по мере продвижения по пути институционального развития административные факторы станут менее актуальными, а важность рыночных факторов возрастет. Хотя административные факторы часто воспринимаются как вторичные, инвесторы считают, что высокое качество административных факторов может нейтрализовать негативное влияние рыночных. С другой стороны, негативные административные факторы зачастую способны отпугнуть инвесторов от региона даже при привлекательных рыночных факторах.