Ленинградская область занимает особое географическое положение: здесь проходит государственная граница Российской Федерации с Европейским союзом. Ленинградская область входит в состав Северо-Западного федерального округа и граничит с двумя Европейскими государствами - Финляндской Республикой и Эстонской Республикой, а также с пятью субъектами Российской Федерации - Санкт-Петербургом, Республикой Карелия, Вологодской, Новгородской и Псковской областями.
Индекс промышленного производства Ленинградской области начиная с 2000 года имеет положительные значения. Часть территории региона представляет собой мегаполис-агломерацию, требующую специальных подходов в реализации природоохранных мероприятий. Интенсивное развитие промышленности, транспортной инфраструктуры, развитие рекреации увеличивают антропогенную нагрузку на окружающую природную среду Ленинградской области.
По запасам водных ресурсов Ленинградская область является одним из самых обеспеченных регионов России. Поверхностные водные ресурсы территории формируются на площади водосбора, равной 340 тыс.кв. километров. Естественные суммарные водные ресурсы в средний по водности год составляют 100 куб. километров, а среднемноголетнее безвозвратное водопотребление водопользователями области - 0,07 куб. километра, то есть менее 0,1 процента.
К зонам повышенного экологического риска следует отнести прежде всего прибрежные территории. Именно здесь хозяйственная деятельность и рекреационные нагрузки оказывают максимальное влияние на состояние водной среды.
Актуальным является вопрос качества поверхностных вод. Проблемы водопользования связаны с ухудшением технического состояния основных производственных фондов водного хозяйства, в первую очередь коммунальных очистных сооружений.
В силу приграничного статуса и стратегического транспортно-логистического потенциала Ленинградской области высок удельный вес промышленных и хозяйственных объектов, отнесенных к природоохранной компетенции Российской Федерации.
Кроме того, для Ленинградской области характерно наличие природных объектов, имеющих статус федеральной собственности (акватория Финского залива, акватория Ладожского озера). Мониторинг этих объектов постоянно проводится различными федеральными структурами.
Приграничное расположение региона обуславливает необходимость выполнения природоохранных обязательств Российской Федерации по отношению к сопредельным государствам. Территория подпадает под юрисдикцию большого числа международных соглашений по проблемам защиты окружающей среды.