Рекреационный и эколого-просветительский потенциал ООПТ Ленинградской области обусловлен их уникальными природными ресурсами, а также развитой инфраструктурой и относительно высокой плотностью населения на прилегающих территориях.
Использование рекреационного потенциала ООПТ одновременно с повышением экологической грамотности населения - один из наиболее действенных и перспективных способов получения внебюджетных средств на поддержание ООПТ, снижающих расходы областного бюджета.
Организация регламентированной рекреации на ООПТ предусматривает регулирование нагрузок на территорию с целью недопущения негативного воздействия рекреации на охраняемые природные комплексы и объекты.
При оценке рекреационного потенциала ООПТ учитываются экологические, природоохранные и социально-экономические факторы конкретной территории.
Обеспечение доступности рекреационных возможностей ООПТ осуществляется путем обустройства мест приема и проживания посетителей, оборудования экологических троп, строительства эколого-просветительских центров, создания специально оборудованных территорий (парков), обеспечивающих наблюдение за объектами живой природы.
Наиболее перспективными для организации экскурсионной деятельности являются заказники "Раковые озера", "Березовые острова", "Выборгский", "Котельский", "Кургальский", "Гряда Вярямянселькя", "Сяберский", "Череменецкий", "Шалово-Перечицкий", "Чистый мох", природный парк "Вепсский лес", памятники природы "Река Рагуша", "Каньон реки Лава", "Саблинский", "Староладожский" и территории с геологическими обнажениями.
Целесообразным для организации стационарного отдыха и туризма является использование рекреационного потенциала следующих ООПТ: природный парк "Вепсский лес", заказники "Раковые озера", "Гладышевский", "Кургальский", "Выборгский", "Шалово-Перечицкий", "Болото Озерное", "Березовые острова".
Любой разрешенный режимом особой охраны вид рекреационной деятельности на ООПТ может осуществляться государственным учреждением либо юридическими лицами на основе договорных отношений с органами исполнительной власти Ленинградской области в соответствии с законодательством, регламентирующим функционирование ООПТ. При этом на ООПТ может осуществляться несколько видов деятельности одновременно, если это не противоречит установленному режиму охраны.