Соответствие фактической и планируемой сети учреждений здравоохранения нормативам
Нормативы численности обслуживаемого населения | Норматив числа учреждений | Факт (2010 год) | Включено в Программу | План (к 2012 году) | |
Число медицинских учреждений четвертого уровня | для сельского - до 25 тыс.чел.; | 32 | 9 | 3 | 6 |
Число медицинских учреждений третьего уровня | для сельского - до 50 тыс.чел.; | 32 | 32 | 27 | 27 |
Число медицинских учреждений второго уровня | в соответствии с профилями (специализированные диспансеры, больницы, центры) | 12 | 18 | 2 | 18 |
Число медицинских учреждений первого уровня | имеющие лицензию на оказание высокотехнологичной медицинской помощи | 5 | 3 | 3 | 3 |
Учреждения муниципальной и государственной формы собственности, обеспечивающие реализацию Территориальной программы в 2010 году распределены по пяти уровням.
В течение последних лет сеть ЛПУ Ленинградской области претерпела изменения. Количество фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) уменьшилось с 367 в 2005 году до 231 в 2010 году. Количество участковых и городских больниц уменьшилось с 24 до 4. Проводится работа по оптимизации количества юридических лиц в муниципальном звене здравоохранения.
Значительное сокращение численности ФАП явилось вынужденной мерой, связанной с их неудовлетворительной материально-технической базой. Многие из закрытых ФАП находились в аварийном состоянии и не могли получить лицензии на доврачебную помощь. Закрытие ФАП сопровождалось перераспределением населения и закреплением его за созданными базовыми ФАП, а также врачебными амбулаториями, за которыми закреплялся автотранспорт для обслуживания населения. В настоящее время в Ленинградской области проводится плановое строительство типовых ФАП с жильем для медицинского персонала. За период 2006-2010 годов построены, оснащены и введены в эксплуатацию 23 ФАП. С 2008 года для приближения врачебной помощи к сельскому населению развивается система работы передвижных офисов врачей общей практики.
По сравнению с 2009 годом сеть учреждений здравоохранения Ленинградской области в 2010 году претерпела незначительные изменения. Прошло сокращение коечного фонда маломощных и аварийных стационаров - закрыта противотуберкулезная больница "Мануйлово", сокращены стационарные койки ряда участковых больниц. Введена в строй Свирская психиатрическая больница. С 40 до 33 уменьшилось количество больниц муниципальной формы собственности (в результате реорганизации учреждений здравоохранения путем присоединения маломощных больниц к центральным районным больницам).
К 2012 году сохранятся учреждения I и II уровней (I уровень: ГУЗ "Ленинградская областная клиническая больница", ЛОГУЗ "Детская клиническая больница", ГУЗ "Ленинградский областной кардиологический диспансер"; II уровень: 7 диспансеров, 9 больниц психиатрического и противотуберкулезного профиля, 2 медицинских центра). Количество учреждений III уровня уменьшается за счет сокращения юридических лиц (5 учреждений), в том числе за счет перепрофилирования в амбулатории стационарных учреждений (2 больницы). Количество учреждений IV уровня уменьшается за счет сокращения юридических лиц (4 учреждения), в том числе за счет перепрофилирования в амбулатории стационарных учреждений (участковая больница). Перепрофилирование стационаров связано с их малой мощностью, фактическим отсутствием возможности организации в них полноценной стационарной помощи в круглосуточном режиме. В этой связи доступность медицинской помощи для жителей не снизится, так как предусматривается развитие в этих ЛПУ стационарозамещающих методов лечения и приоритетная госпитализация при необходимости в ЦРБ.
На территории Ленинградской области имеется федеральное учреждение здравоохранения, участвующее в организации оказания медицинской помощи в рамках Территориальной программы, - федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 38 Федерального медико-биологического агентства".
Сроки ожидания плановой медицинской помощи в Ленинградской области в 2010 году на уровне муниципальных учреждений здравоохранения в амбулаторных условиях не превышают четырех дней, в стационарных условиях колеблются от одного (в участковых и районных больницах) до 15 дней (в центральных районных больницах). В государственных учреждениях здравоохранения сроки ожидания плановой медицинской помощи существенно различаются: в отделения дерматологического профиля госпитализация осуществляется в день обращения, срок ожидания госпитализации в отделения онкологического профиля - от 7 до 10 дней. Высоки сроки ожидания плановой госпитализации в отделения офтальмологического профиля для оперативного лечения - до одного года, в связи с чем необходимо развивать специализированные межрайонные офтальмологические отделения.