Существующая сеть государственных (муниципальных) учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного (муниципального) управления и принципов оптимальности и достаточности оказания государственных (муниципальных) услуг. Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а необходимости содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов с сохранением их структуры в неизменном виде. Необходимо на первое место поставить вопрос повышения качества государственных (муниципальных) услуг и оптимизацию бюджетных расходов на их обеспечение.
В этой связи основными задачами Программы являются:
совершенствование системы предоставления государственных (муниципальных) услуг Ленинградской области;
внедрение гибких и прозрачных взаимоотношений при оказании и финансовом обеспечении предоставления государственных (муниципальных) услуг (регламентация, доступность, открытый характер организации и предоставления услуг);
повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг в первую очередь в сферах образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта, молодежной политики;
привлечение, удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров, стимулирование результативности и эффективности их деятельности;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы государственных (муниципальных) учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
внедрение в деятельность государственных (муниципальных) учреждений элементов конкурентных отношений;
совершенствование правового статуса государственных (муниципальных) учреждений, внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
повышение открытости деятельности государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги, для потребителей таких услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения государственных учреждений будут проводиться путем реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Они направлены на повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек государственных (муниципальных) учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по оптимизации подведомственной сети.
Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих государственные услуги:
перевод бюджетных учреждений со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение государственного задания;
предоставление права бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
исключение субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);
расширение права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества.
Таким образом, в настоящее время необходима работа по совершенствованию отдельных элементов системы предоставления государственных (муниципальных) услуг в целях ее качественного функционирования. При этом деятельность главных распорядителей бюджетных средств и государственных (муниципальных) учреждений не ограничивается оказанием государственных (муниципальных) услуг и реализуется осуществлением определенных функций, не связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг.
Кроме этого, приоритетными становятся меры по внедрению информационно-коммуникационных технологий при оказании государственных и муниципальных услуг. Необходимо, чтобы во всех сферах государственной деятельности и на всех этапах их реформирования были соблюдены единые подходы, а впоследствии велась работа с государственными (муниципальными) услугами и функциями в едином их понимании и содержании.
Будут предприняты следующие меры, направленные на создание для исполнительных органов государственной власти (органов местного самоуправления) условий и стимулов по оптимизации сети подведомственных учреждений:
упрощение процедуры реорганизации (в форме слияния и присоединения) и ликвидации учреждений;
установление правила сохранения объемов бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств при реорганизации (слиянии, присоединении) или ликвидации ими подведомственных учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых услуг).
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг потребует совершенствования практики формирования государственных (муниципальных) заданий для государственных учреждений и их финансового обеспечения.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать орган, осуществляющий координацию и регулирование деятельности учреждения.
Для обеспечения реализации полномочий бюджетных учреждений в 2011 году необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных услуг при планировании бюджетных проектировок на 2012-2014 годы.
В этих целях исполнительным органам государственной власти, разрабатывающим проекты государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями, необходимо в рамках подготовки проекта областного бюджета Ленинградской области разрабатывать и представлять в комитет финансов Ленинградской области сводные показатели государственных заданий.
Для оценки ожидаемых результатов по направлению "Реструктуризация бюджетного сектора и повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг" будут использоваться следующие индикаторы:
доля казенных учреждений в общем числе государственных учреждений Ленинградской области (без учета органов государственной власти);