Действующий

Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Ленинградской области на 2011-2012 годы (с изменениями на 14 мая 2012 года)

2. Цели и задачи Программы


Любая система управления должна повышать свою эффективность в динамике в соответствии с изменениями, происходящими в окружающем мире. Чем более высокими темпами будет повышаться эффективность управления, тем более конкурентоспособным будет являться субъект управления, и наоборот.

Ленинградская область как система управления бюджетными расходами, находясь в конкурентной среде глобального мира, должна обеспечивать постоянное повышение (положительную динамику) эффективности бюджетных расходов. Динамика роста эффективности системы государственного управления Ленинградской области при использовании имеющихся и создаваемых ресурсов - залог успеха в глобальной конкуренции на рынках человеческого и финансового капиталов.

Целью государственного управления и местного самоуправления является рост уровня и качества жизни населения. Обеспечению достижения этой цели способствуют:

повышение целесообразности расходования бюджетных средств;

повышение результативности расходования бюджетных средств;

повышение экономичности расходования бюджетных средств.

Повышение целесообразности, результативности и экономичности расходов бюджета способствуют также росту доходов бюджета как косвенно (посредством улучшения уровня и качества жизни населения, роста производительности), так и напрямую (расходы на создание инвестиционного климата, поддержку малого и среднего бизнеса). При этом рост доходов бюджета непосредственно связан с ростом доходов, уровнем и качеством жизни населения и в то же время создает дополнительные возможности для осуществления эффективных расходов по повышению уровня и качества жизни населения.

     
Повышение эффективности расходования бюджета  


Повышение целесообразности, результативности и экономичности расходования бюджетных средств являются тремя составляющими эффективности управления общественными финансами субъекта Российской Федерации.

Первой составляющей оценки качества управления является определение целесообразности деятельности, направленной на решение проблемы. Целесообразность определяется соотношением приоритетов (выявленных проблем) управления и установленных целей управления (ЦТЬ = П/Ц).

Определение целесообразности - верхний уровень управления. Прежде всего важна корректная идентификация проблем, которая проводится на основе соответствующих диагностических исследований.

Второй составляющей оценки качества управления является анализ результативности. Результативность характеризуется оценкой соотношения поставленных целей к достигнутым результатам (РТЬ = Ц/Р). Такая оценка позволяет делать выводы о степени достижения поставленных целей. Для оценки показателя результативности необходимым условием является наличие количественного описания поставленной цели и измеримости значения результата определенной деятельности.

Третьей составляющей оценки качества управления является анализ показателя экономичности, то есть соотношения результата к затратам (ЭТЬ = Р/З).

Этот вид оценки характеризует себестоимость результата достижения цели. Однако в государственном секторе зачастую либо не оценивается себестоимость достижения результата (отсутствуют объективные методики расчета себестоимости), либо не анализируется сам результат в связи с отсутствием описания стандарта либо измерителя этого результата.

В ходе реализации Программы реформирования региональных финансов Ленинградской области на 2005-2006 годы получен положительный опыт планирования и оценки эффективности по составляющим целесообразности, результативности и экономичности, в частности, по решению проблем здоровья населения, являющихся важной составляющей уровня и качества жизни.

Руководители областных и районных структур системы здравоохранения обследовали и выявили наиболее существенные проблемы здоровья населения, сформулировали цели и показатели их достижения, разработали системы целеполагания и целевые программы для пилотных районов. Ключевым условием реализации программ для пилотной зоны явилась реализация программ с объемом расходов в пределах объема финансирования здравоохранения района в предыдущем отчетном году. При условии достижения установленных целей предусматривалось стимулирование участников программ.

Таким образом, параметры целесообразности были обеспечены проведением доказательных исследований проблем здоровья и экспертизой соответствия выявленных проблем сформулированным целям, обеспеченным измеримыми показателями конечного результата. Оценка результативности была обеспечена мониторингом фактически достигнутых и запланированных значений целевых показателей, оценка экономичности - ограничением объема финансирования и сопоставлением плановых объемов финансирования с фактическими, а также плановых значений целевых показателей с фактическими.

Программно-целевые инструменты управления результатами при решении проблем здоровья населения в части полномочий системы здравоохранения продемонстрировали реальные преимущества в сравнении с традиционными сметными и нормативными методами государственного управления затратами, что подтверждено статистикой основных показателей здоровья населения.

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся живыми)

10,3

10,8

11,8

9,3

9,0

9,8

7,9

7,6

7,9

5,5

Общий коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек населения)

18,8

19,9

20,4

21,1

20,3

20,3

19,3

18,2

18,0

17,0


Целевым эффектом внедрения программно-целевых методов в здравоохранении является снижение показателя смертности. При этом детская смертность снижается более быстрыми темпами вследствие отсутствия влияния естественной смертности населения на значения данного показателя.

Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области, учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Базовым условием достижения цели Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ленинградской области.

Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи: