Одной из основных задач бюджетной политики Ленинградской области на среднесрочный период является обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета Ленинградской области. Такое обеспечение происходит за счет постоянного мониторинга количественных критериев устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки бюджетных рисков и других оценок.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов бюджетов всех уровней требуется уделять существенное внимание решению задач обеспечения взвешенного подхода к управлению бюджетными средствами, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, которая:
способствует достижению главной цели стратегии социально-экономического развития Ленинградской области - роста уровня и качества жизни населения;
создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста, а в особо неблагоприятных условиях - к снижению доходов бюджетов всех уровней, то есть к сокращению возможностей органов государственной власти Ленинградской области.
Установление целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения без учета объективно обусловленных ограничений бюджетного дефицита и уровня (темпов роста) государственного долга может привести к появлению нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства, не обеспеченные средствами бюджета для полного их исполнения и, как следствие, к дискредитации государственных институтов.
Вынужденный в условиях безответственной бюджетной политики пересмотр заявленных целей государственной политики, нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих социальные обязательства, введение секвестра бюджетных ассигнований вплоть до отказа от исполнения действующих расходных обязательств, отмены или переноса сроков реализации запланированных мероприятий (в том числе принятых программ), невыполнение государственных контрактов может привести к снижению доверия граждан и бизнеса к государству.
В таких условиях существенно усложняется планирование деятельности исполнительных органов государственной власти, снижается их ответственность за определение и достижение целей и индикаторов результативности деятельности, возникают стимулы к постоянному "раздуванию" расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для решения задач государственной политики в соответствующих сферах.
Для повышения эффективности деятельности государственных институтов необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование областного бюджета Ленинградской области с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы Российской Федерации;
ограничение бюджетного дефицита, государственного долга;
стабильность и предсказуемость налоговой политики Ленинградской области;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной политики (в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств только при наличии четкой оценки необходимых для исполнения расходных обязательств бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств;
систематический анализ и оценка рисков для областного бюджета Ленинградской области;
создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для дальнейшего внедрения указанных принципов планируется реализовать следующие основные меры:
использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
чередование периодов увеличения долга с периодами его сокращения;
постоянный поиск наименее эффективных расходов бюджета Ленинградской области для их сокращения, концентрация средств на приоритетных направлениях;
совершенствование процесса формирования и порядка ведения реестра расходных обязательств в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и указаниями Министерства финансов Российской Федерации;
переход к индексации социальных пособий с учетом уровня инфляции в отчетном (текущем) году;
формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности исполнительных органов государственной власти за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;
оптимизация числа налоговых льгот и отражение применения налоговых льгот с регулярной их оценкой;