Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности. Под целевыми программами (долгосрочными и ведомственными) предлагается понимать комплекс мероприятий, реализуемых органами государственной власти в рамках установленных законодательством полномочий и материальных ресурсов, направленный на решение задач и достижение целей социально-экономического развития Ленинградской области и целей развития в отдельных сферах деятельности (компетенции) субъектов бюджетного планирования.
Общими принципами разработки и реализации целевых программ являются:
формирование программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и целей развития в отдельных сферах деятельности (компетенции) субъектов бюджетного планирования, достижение которых измеряется системой индикаторов (показателей);
определение исполнительного органа государственной власти, отвечающего за результаты реализации целевой программы (достижение конечных результатов);
установление измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих изменения системы управления (в частности объемы и качество оказания государственных услуг) и прогнозируемых при заданных условиях;
проведение систематической регулярной оценки результативности и эффективности реализации целевых программ, в том числе внешней экспертизы, с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ;
внедрение стимулов для должностных лиц, ответственных за управление реализацией целевых программ, к результативному и эффективному достижению целей как показателей профессиональной служебной деятельности.
Для реализации указанных подходов необходимо:
совершенствовать порядок разработки, реализации и оценки эффективности целевых программ;
определить перечень целевых программ и развивать применение программно-целевых инструментов реализации бюджетной политики;
определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований областного бюджета Ленинградской области на реализацию целевых программ с учетом необходимости увязки с бюджетным процессом.
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения процесса составления и утверждения областного бюджета Ленинградской области.
Программная структура должна охватывать значительную часть расходов областного бюджета Ленинградской области. Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности исполнительных органов государственной власти, отвечающих за реализацию соответствующих программ и подпрограмм, уточнения структуры и полномочий исполнительных органов государственной власти.
Укрупнение структуры расходов позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись и одновременно расширить полномочия главных распорядителей средств областного бюджета Ленинградской области в формировании и ведении собственных бюджетных росписей.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, адресной инвестиционной программы, обоснований бюджетных ассигнований.
Для оценки ожидаемых результатов по направлению "Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области и повышение эффективности распределения и использования бюджетных средств" будут использоваться следующие индикаторы:
удельный вес расходов областного бюджета Ленинградской области, формируемых в рамках программ;
доля субсидий местным бюджетам, предоставляемых в рамках целевых программ;
доля расходов на осуществление бюджетных инвестиций, осуществляемых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ;
доля руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оплата труда которых зависит от показателей результатов профессиональной служебной деятельности;
нормативно установлена обязанность использования целевых показателей долгосрочных и ведомственных целевых программ в качестве показателей результативности профессиональной служебной деятельности;
средняя доля оплаты труда руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, зависящая от показателей результативности профессиональной служебной деятельности;
доля руководителей государственных учреждений субъекта Российской Федерации, с которыми заключены результативные контракты;
порядок и методика планирования бюджетных ассигнований предусматривают планирование и составление обоснований бюджетных ассигнований в разрезе отдельных расходных обязательств;
доля расходных обязательств, в соответствие которым поставлены самостоятельные коды целевых статей (видов) расходов;
число государственных услуг, выделенных в реестре расходных обязательств как отдельные расходные обязательства;
нормативно утвержден формализованный порядок определения предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств в процессе составления проекта бюджета;
доля ведомственных и долгосрочных целевых программ, по которым утвержденный объем финансирования изменился в течение отчетного года более чем на 15 процентов от первоначального;