Стратегия кадровой политики в здравоохранении зависит от признания обществом высокой экономической значимости здоровья как важной составляющей трудового потенциала. Основная цель кадровой политики на ближайшую перспективу состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом отрасли, основанной на рациональном планировании подготовки и трудоустройства кадров, использовании современных образовательных технологий и эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить органы и учреждения здравоохранения персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению.
Улучшение качества рабочей среды включает в себя вопросы заработной платы, создания соответствующих условий труда и использования рабочего времени. Требуется принятие мер по существенному повышению оплаты труда работников здравоохранения, обеспечению роста реальной заработной платы и ликвидации необоснованного разрыва в уровнях оплаты труда в реальном секторе экономики и бюджетной сфере.
В решении кадровых вопросов необходимо расширить участие общественных медицинских и фармацевтических организаций. Внедрение врачебного самоуправления позволит "изнутри" регулировать медицинскую деятельность каждого врача и каждого медицинского коллектива, гибко используя экономические и морально-нравственные рычаги.
В системе здравоохранения Санкт-Петербурга в 2009 году работало 21965 врачей и 36471 человек среднего медицинского персонала. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения составила 47,9 (2004 - 44,5; 2006 год - 46,1), средним медицинским персоналом - 79,6 (2004 год - 79,8; 2006 год - 79,5). Соотношение врачей и среднего медицинского персонала составляет 1:1,66. Соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала в Санкт-Петербурге значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации. Кроме того, наблюдается существенная диспропорция в распределении врачебных кадров: излишняя концентрация их в стационарных учреждениях и нехватка в амбулаторно-поликлинических.
С целью снижения дефицита кадровых ресурсов необходимо внедрение ресурсосберегающих технологий:
- развитие системы врачей общей практики, дистанционное консультирование с применением телемедицинских технологий, выездные формы работы, централизация специализированной помощи, интенсификация труда;
- внедрение сестринского процесса, направленного на профилактику и реабилитацию, комплексный уход за пациентами, высвобождение врача от исполнения несвойственных функций и доведения соотношения между численностью среднего медицинского персонала и врачей до 1 к 3;
Повышение трудовой мотивации медицинских работников, включая совершенствование технологического процесса, компенсирует потребность в числе медицинских работников.
Кроме того высвобождаемые в ходе реструктуризации сети подготовленные кадры при необходимости будут трудоустраиваться во вновь организуемых центрах, или будут переподготовлены по другим специальностям на базе федеральных медицинских учреждений.
Кадровый дефицит не отразится на выполнении объемов медицинской помощи и качестве оказываемой помощи населению Санкт-Петербурга.
Запланированные в рамках программы модернизации мероприятия должны обеспечить приведение штатной численности лечебных учреждений в соответствие с потребностью, а также с утвержденными порядками оказания медицинской помощи (см. Мероприятия Программы модернизации, Задача 3).