Действующий

О Программе модернизации здравоохранения в Санкт-Петербурге на 2011-2013 годы (с изменениями на 24 декабря 2013 года)

3.1. Информатизация здравоохранения. Состояние проблемы


Одной из важных целей реорганизации подготовки, принятия и осуществления государственных решений в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга является налаживание системы электронного взаимодействия, постепенное уравнивание прав электронного и бумажного документа, выработка единых стандартов информационного обмена, что призвано позволить государственным учреждениям здравоохранения шире и эффективнее использовать имеющийся информационный потенциал.

В рамках развития телекоммуникационной инфраструктуры системы здравоохранения Санкт-Петербурга ведутся работы по подключению учреждений здравоохранения к Единой Мультисервисной Телекоммуникационной Сети (ЕМТС). Были подключены учреждения здравоохранения удаленных пригородных районов в том числе Петродворцового, Курортного, Пушкинского, Колпинского. Продолжается подключение аптечных учреждений обеспечивающих отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения льготным категориям граждан к ЕМТС, что позволило повысить оперативность актуализации нормативно-справочной информации необходимой для обеспечения отпуска лекарственных препаратов в аптеках и обеспечить обновление регистров льготных категорий граждан во всех аптеках в течение 0,5 суток.

Учреждениям здравоохранения подключенным к ЕМТС стали доступны такие общегородские информационные сервисы как доступ к ресурсам информационных систем СПб ГБУЗ МИАЦ, доступ к ресурсам мониторингового центра Информационно-Аналитического Центра Правительства Санкт-Петербурга, ресурсы АИС "Государственного заказа Санкт-Петербурга", ресурсы АИС "БП-Электронное казначейство".

Через защищенный сегмент сети ЕМТС к сети Интернет были подключены 36 учреждений здравоохранения.

Продолжилось развитие и эксплуатация общегородской АИС "Электронные медико-социальный регистр населения" (АИС ЭМСРН). В соответствии с распоряжением Комитета по здравоохранению с 1 сентября 2008 года все учреждения здравоохранения выписывающие льготные лекарственные рецепты обязаны регистрировать их в АИС ЭМСРН. Успешное внедрение АИС ЭМСРН в учреждениях здравоохранения позволило перейти к выписке рецепта с использованием компьютерных технологий и производить распечатку бланка льготного рецепта на принтере с нанесением штрих-кода позволяющего сократить время отпуска лекарств в аптеках и сократить количество ошибок при выписке и отпуске лекарственного средства гражданину.

В Санкт-Петербурге частью процесса преобразований современной системы здравоохранения являлось распространение передовых информационных технологий и постоянное совершенствование коммуникаций за счет ввода в опытную эксплуатацию на базе портальных решений Центра Информационного Взаимодействия учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга (ЦИВ). Являющийся частью ресурсов Центра Обработки Данных системы здравоохранения Санкт-Петербурга (ЦОД) и подключенный к сети ЕМТС Центр выполняет следующие задачи:

Организация взаимодействия с учреждениями здравоохранения и ИОГВ на базе современных портальных веб-технологий;

Формирование и ведение централизованного ресурса мониторинга работы системы здравоохранения Санкт-Петербурга;

Обеспечение всех участников информационного обмена единой точкой доступа к информации;

Создание системы сбора и обработки оперативной, статистической информации на базе современных стандартов и протоколов информационного взаимодействия;

Обеспечение участников системы здравоохранения оперативной и полной информацией необходимой для организации здравоохранения.

Одним из ключевых элементов информационного взаимодействия в системе здравоохранения является выделенный корпоративный сервер учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга (zdrav.spb.ru). В октябре 2008 года в целях борьбы со спамом и заражениями почтовых сообщений вирусами, а также для повышения эффективности имеющегося программно-аппаратного комплекса почтового сервера учреждений здравоохранения, была произведена полная миграция системы электронной почты на современный сервер отвечающий требованиям по безопасности и производительности по количеству и объемам передаваемых сообщений в системе здравоохранения. Сервер был перенесен в сеть ЕМТС и стал доступен учреждениям здравоохранения через широкополосные оптоволоконные каналы и модемный пул ЕМТС.

Проводятся работы по поддержке функционирования и развития телемедицинской сети Санкт-Петербурга. Были реорганизованы каналы связи Городского Координационного Отдела Телемедицины (СПб ГБУЗ МИАЦ).

В рамках реализации задачи по технической, организационной, методической и информационной поддержке телемедицинской сети Санкт-Петербурга, обеспечения ее функциональной совместимости с другими телемедицинскими сетями, проводились работы по тестированию технологий позволяющих использовать возможности телемедицины по IP-каналу широкополосной оптоволоконной сети ЕМТС объединяющей большинство учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга.

К сожалению, следует признать, что на данный момент ситуацию по информатизации здравоохранения нельзя назвать удовлетворительной. В большинстве учреждений города информатизация или не происходит или развивается стихийно. Накопился целый ряд проблем, требующих скорейшего решения. К ним относятся:

- Низкая результативность и эффективность используемых и внедряемых систем

- Принципиальная невозможность реализации большинства актуальных задач на должном уровне

- Разобщенность в понимании целей, задач, методов и средств информатизации

- Отсутствие скоординированных действий, разобщенность работ по информатизации

- Отсутствие функциональных стандартов, стандартов обмена данными и единой системы классификации и кодирования

- Разнообразие и несовместимость информационных систем и баз данных

- Неэффективное использование государственных финансовых средств

Мировой опыт показывает, что при традиционной организации труда врачей, без использования информационных технологий, до 50% рабочего времени врача уходит на поиск необходимой информации и 39% на ведение документации. Применение компьютерных систем ведения медицинских записей о пациентах позволяет почти в 4 раза сократить время поиска необходимой информации, на 25% сократить время постановки диагноза, в 2 раза сократить время ожидания пациентом очередной процедуры и на 10-20% увеличить поток принятых врачом пациентов.

Использование современных информационных и телекоммуникационных технологий позволит существенным образом изменить организацию работы сотрудников лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, позволит им непосредственно на своем рабочем месте иметь доступ к необходимым информационным ресурсам и в результате сформировать новую информационно-ориентированную культуру профессиональной деятельности.