1.1. Оценка и анализ исходной ситуации
Государственная политика в области образования в ближайшие годы должна обеспечить качественное преобразование социально-экономической системы страны на основе повышения заинтересованности человека в улучшении качества жизни, создать в системе образования условия для совершенствования человеческого потенциала в соответствии с требованиями инновационной экономики, оказать влияние на формирование образа жизни каждого гражданина России.
Стратегическими документами, определяющими государственную политику в области образования, предусмотрен комплекс мер, направленных на оптимизацию и дальнейшее развитие системы образования на основе таких приоритетов, как обеспечение доступности образования разных уровней для всех категорий граждан, формирование современного качества образования, соответствующего мировым стандартам, создание эффективных механизмов управления образованием, усиление государственной поддержки, повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических и руководящих работников сферы образования.
Приоритетными являются процессы интеграции и инновационного развития.
Особое значение в совершенствовании управления инновационным развитием системы образования Российской Федерации и региональных систем образования имеет приоритетный национальный проект "Образование", в рамках которого решаются задачи повышения открытости образовательных систем, формирования инновационного характера образования, достижения системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов.
Дальнейшее осуществление системных преобразований в сфере российского образования определяется национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", в которой особая роль отводится совершенствованию системы общего образования. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации стратегическими являются следующие направления: переход на новые образовательные стандарты общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников.
Успешность решения стоящих перед образованием задач зависит от степени готовности региональных и муниципальных систем образования, опыта инновационной деятельности, приобретенного на предыдущих этапах развития образовательных систем, эффективности управленческой деятельности на всех уровнях управления образованием.
В 2006-2010 годах в Ленинградской области создана основа для решения региональной системой образования задач, определенных национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", усиления роли образования в инновационном, социально ориентированном развитии Ленинградской области.
На основе программно-целевого метода в рамках долгосрочной целевой программы "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2010 год" реализованы мероприятия по следующим направлениям: обеспечение доступности качественного образования, модернизация и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, информатизация образования; создание условий для индивидуализации и вариативности форм образования, в том числе за счет введения профильного обучения на старшей ступени общего (основного) образования и внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий, организации предшкольной подготовки детей; социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья, повышение социальной активности детей и молодежи, участия общественности в управлении образованием, ориентация образовательных систем профессионального образования на потребности региональной экономики и рынка труда, выявление, развитие и поддержка одаренных учащихся.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года в системе образования Ленинградской области обеспечено повышение доступности качественного образования, создана вариативная сеть образовательных учреждений.
N п/п | Тип, вид образовательного учреждения | Количество образовательных учреждений, ед. (2006 год) | Количество образовательных учреждений, ед. (2010 год) |
1 | Дошкольные образовательные учреждения | 403 | 382 |
2 | Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа - детский сад) | 27 | 23 |
3 | Дневные общеобразовательные школы, | 388 | 354 |
сельские общеобразовательные школы | 228 | 183 | |
лицеи и гимназии | 21 | 22 (в том числе четыре негосударственные) | |
реализующие программы углубленного изучения отдельных предметов | 56 | 49 | |
4 | Вечерние (сменные) общеобразовательные школы | 24 | 13 |
5 | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения | 34 | 27 |
6 | Учреждения дополнительного образования детей | 106 | 118 |
7 | Детские дома | 29 | 21 |
8 | Учреждения начального профессионального образования | 29 | 10 |
9 | Учреждения среднего профессионального образования | 3 | 15 |
10 | Учреждения высшего профессионального образования | 3 | 3 |
11 | Учреждение дополнительного профессионального образования - Ленинградский областной институт развития образования | 1 | 1 |
Указанные изменения обусловлены:
сокращением численности детского населения от 0 до 18 лет с 306057 человек (на 1 января 2006 года) до 271890 человек (на 1 января 2009 года) (по данным Петростата);
повышением доступности качественного образования независимо от места жительства граждан путем укрупнения средних общеобразовательных школ, создания в городах и поселках базовых школ и организации подвоза к месту учебы учащихся из отдаленных сельских населенных пунктов. В результате реорганизации сеть дневных школ сократилась на 34 учреждения, сеть вечерних (сменных) школ за счет создания на базе дневных общеобразовательных школ классов для обучения по образовательным программам вечерней (сменной) школы - на 15 учреждений;
сокращением численности дошкольных образовательных учреждений на 22 учреждения в результате реорганизации путем присоединения дошкольных образовательных учреждений к общеобразовательным школам и объединения дошкольных учреждений во Всеволожском муниципальном районе;
осуществлением модернизации системы профессионального образования, повышением эффективности деятельности учреждений профессионального образования, адаптации системы профессионального образования к потребностям рынка труда Ленинградской области, в результате чего созданы учреждения, реализующие образовательные программы профессионального образования разного уровня, сокращено количество учреждений начального профессионального образования за счет их укрупнения, увеличено количество учреждений среднего (специального) профессионального образования. В настоящее время 10 учреждений начального профессионального образования осуществляют подготовку по 25 профессиям, 15 учреждений среднего профессионального образования (колледжи) - по 30 специальностям.
В системе дошкольного образования охват детей вариативными образовательными услугами составляет 74,2 процента (2006 год - 69,0 процента), дополнительно создано 2522 места для обучения детей дошкольного возраста.
Указанные показатели обеспечены за счет оптимизации в учреждениях дошкольного образования используемых помещений, открытия групп дошкольного образования на базе общеобразовательных учреждений, возвращения в систему образования зданий дошкольных учреждений, используемых не по назначению, развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Актуальной задачей современного образования является обеспечение детям старшего дошкольного возраста равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
На начало 2010/2011 учебного года в Ленинградской области услугу по предшкольному образованию получают 92,0 процента детей старшего дошкольного возраста (по Российской Федерации - 76,9 процента).
Необходимо создать условия для обеспечения готовности к обучению в школе 100 процентов детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения. В настоящее время охват детей указанной категории предшкольным образованием составляет 94 процента.
В связи с планируемым введением новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в системе образования Ленинградской области в период 2008-2009 годов на базе десяти образовательных учреждений проведена апробация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Доступность качественного образования, создание условий для выбора индивидуальной траектории обучения (индивидуального образовательного маршрута) обеспечивались введением предпрофильной подготовки и профильного обучения на ступени основного и полного общего образования.
В 2009/2010 учебном году охват учащихся предпрофильной подготовкой (8-9 класс) составил 81,0 процента, профильным обучением (10-11 класс) - 58,0 процента. Сформирована система профильного обучения одаренных учащихся (на базе государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Ленинградский областной центр одаренных школьников "Интеллект" по образовательным программам профильного обучения в 2009 году обучалось 976 человек).
Проблема доступности качественного образования особенно актуальна для сельской школы. В связи с этим в последние годы решались вопросы оснащения сельских школ современным учебно-лабораторным оборудованием (в 2006-2010 годах в сельские школы поставлено 17 комплектов указанного оборудования), построения моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений разных типов и видов в условиях сельской местности (25 процентов образовательных учреждений сельской местности решают задачи предоставления качественного образования путем обеспечения подвоза учащихся к месту учебы (функционируют 179 школьных автобусов), сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями - социальными партнерами, использования в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий.
Система дополнительного образования Ленинградской области осуществляет свою деятельность по образовательным программам научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической и естественно-научной направленностей.