Выбор инновационной стратегии развития страны, направленность на модернизацию и технологическое развитие экономики России на инновационной основе обуславливают необходимость выработки и реализации политики в области профессионального образования, решающего важнейшую задачу кадрового обеспечения проводимых преобразований.
Экономика в Санкт-Петербурге, несмотря на определенные потери в период глобального финансового кризиса, имеет значительный стартовый социально-экономический потенциал, позволяющий при эффективном использовании рассчитывать на успешную модернизацию промышленности города, стабилизацию, подъем экономики и ее расширенное воспроизводство, относительно быстрое формирование кластерных структур, всестороннюю адаптацию города к новым экономическим и социальным вызовам, формирующимся под воздействием глобальных и локальных экономико-политических тенденций. Все это, в конечном итоге, приведет к росту качества жизни населения в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербург является организующим центром обширной территории страны, расположенной в границах северо-западного экономического региона, реализуя при этом функции транспортного, делового, торгового, промышленного и культурного центра и обслуживая внешнеэкономические связи всех регионов России. Санкт-Петербург имеет огромный потенциал развития кластерной инфраструктуры (в таких отраслях, как фармацевтика, машиностроение и металлообработка, легкая промышленность и деревообработка, строительство, энергетическое машиностроение, судостроение и судоремонт, автомобилестроение, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, пищевая промышленность).
Увеличение валового регионального продукта в Санкт-Петербурге и объемов выпуска конкурентоспособной продукции в 2020 году по сравнению с 2010 годом в два раза (инновационный сценарий развития основных отраслей) может быть обеспечено только при наличии квалифицированных кадров.
Создание новых рабочих мест, обеспечение занятости экономически активного населения, развитие трудовой мобильности высвобождаемых работников экономики в Санкт-Петербурге, улучшение условий труда и повышение социального обеспечения работающих повысят привлекательность системы профессионального образования и должны обеспечить приток молодых специалистов. Особую роль в этом должны сыграть образовательные учреждения среднего профессионального образования Санкт-Петербурга как основные поставщики квалифицированной рабочей силы, востребованной на региональном рынке труда.
Реализация выбранной Санкт-Петербургом стратегии модернизации системы профессионального образования осуществляется по нескольким направлениям:
институциональные изменения в системе профессионального образования, направленные на формирование сети образовательных учреждений всех уровней профессионального образования и структуры подготовки специалистов и рабочих кадров, соответствующих потребностям современной экономики;
обеспечение инновационного характера профессионального образования на основе внедрения современных образовательных технологий, реализации новых подходов к организации образовательного процесса;
инфраструктурные изменения системы профессионального образования, основанные на развитии ее кадрового потенциала, материально-технической базы образовательной деятельности и социальной инфраструктуры;
инвестиционный подход к развитию системы профессионального образования, основанный на концентрации ресурсов при решении наиболее важных задач, определяющих возможности и перспективы всей системы профессионального образования Санкт-Петербурга;
развитие информационного обеспечения происходящих в системе профессионального образования процессов, расширение возможностей выбора профессии, специальности, образовательного учреждения и сферы дальнейшей деятельности на основе объективной информации о содержании и качестве предоставляемых образовательных услуг.
Институциональные изменения в системе профессионального образования не только затрагивают ее структуру, но и обеспечивают повышение эффективности реализации ее потенциала.
В настоящее время система профессионального образования в Санкт-Петербурге представлена образовательными организациями разных форм собственности и разного ведомственного подчинения трех уровней профессионального образования: высшего, среднего и начального, а также научными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования. Высшие учебные заведения, расположенные на территории Санкт-Петербурга, решают задачи подготовки кадров для отраслей экономики, социальной и культурной сфер Санкт-Петербурга, а также общероссийские государственные задачи кадрового обеспечения отраслей экономики практически всех регионов России. Система среднего профессионального образования работает преимущественно на региональный рынок труда, а начального профессионального образования - исключительно на региональный рынок труда.
Система профессионального образования в Санкт-Петербурге является крупнейшей отраслью социальной сферы, обеспечивающей обучение и социализацию более 520 тыс. студентов, и одной из крупнейших отраслей экономики в Санкт-Петербурге с 80 тыс. работников и общим объемом финансирования более 50 млрд.руб. в год.
Отдельные инвестиции в конкретные сектора и сегменты системы, определяющие инновационный характер развития, не обеспечат успешность ее модернизации без качественных изменений всей инфраструктуры профессионального образования: качественного переоснащения материально-технической базы, в том числе социальной инфраструктуры, развития кадрового потенциала.
Развитие материально-технической базы системы профессионального образования в Санкт-Петербурге осуществляется по нескольким направлениям:
содействие реализации инвестиционных проектов федеральных образовательных учреждений;
ремонт и новое строительство зданий образовательных учреждений профессионального образования Санкт-Петербурга, оснащение их новейшим учебно-лабораторным оборудованием;
развитие социальной инфраструктуры системы профессионального образования, в том числе реконструкция и новое строительство межвузовских объектов (в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга).
Для Санкт-Петербурга вопрос развития социальной инфраструктуры системы профессионального образования, в том числе строительства и реконструкции студенческих общежитий, имеет особое значение. Вузы, расположенные на территории Санкт-Петербурга, и целый ряд колледжей обеспечивают подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием не только для Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа, но и для других регионов России. В Санкт-Петербурге учится также более 14 тыс. иностранных граждан: студентов, аспирантов, докторантов, стажеров. Доля иногородних студентов, принятых на первый курс, увеличилась с 30 процентов в 1999 году до 52 процентов в 2009 году и 59 процентов в 2010 году. Соответственно резко обострилась проблема дефицита мест в общежитиях. Кроме того, значительная часть общежитий физически и морально устарела и требует срочного ремонта.
Другое важное направление развития системы профессионального образования в Санкт-Петербурге - укрепление ее кадрового потенциала, развитие системы социальной защиты работников и обучающихся, которое осуществляется по нескольким направлениям:
развитие системы морального и материального стимулирования преподавательского состава, проведение конкурсов профессионального мастерства;
перевод образовательных учреждений профессионального образования Санкт-Петербурга на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, и повышение уровня оплаты труда;
принятие дополнительных мер по обеспечению социальной защищенности различных категорий работников и обучающихся учреждений системы профессионального образования в Санкт-Петербурге.
Подобным же образом решается другая серьезная задача, касающаяся развития кадрового потенциала, - обеспечение воспроизводства кадров системы профессионального образования в Санкт-Петербурге в условиях быстрого старения профессорско-преподавательского состава и научного персонала и сложной демографической ситуации. На решение этой задачи направлено развитие сформированной в Санкт-Петербурге в последние годы системы отбора и поддержки профессионально ориентированной молодежи, включающей различные формы работы со всеми ее категориями от учащихся старших классов до молодых ученых.
Важным результатом развития системы профессионального образования в Санкт-Петербурге и одновременно индикатором ее состояния является повышение конкурентоспособности на общероссийском и международном рынке образовательных услуг, развитие кооперации с российскими и зарубежными учебными заведениями и международными организациями, других форм межрегиональных и международных связей.