Недействующий

О долгосрочной целевой программе "Поддержка развития муниципальной службы и повышения квалификации кадров органов местного самоуправления в Ленинградской области на 2011-2013 годы" (с изменениями на 4 октября 2013 года) (утратило силу с 19.05.2014 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 16.05.2014 N 184)

1. Анализ ситуации, обоснование необходимости программно-целевого подхода


В Российской Федерации наиболее значимыми источниками права, регламентирующими организацию местного самоуправления, являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".

Без постоянной государственной поддержки развития местного самоуправления, которая является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти, органы местного самоуправления не смогут в полной мере эффективно исполнять полномочия, отнесенные к их ведению, участвовать в развитии общества, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения. Принятие долгосрочной целевой программы "Поддержка развития муниципальной службы и повышения квалификации кадров органов местного самоуправления в Ленинградской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа) послужит основанием для разработки программ развития муниципальной службы в муниципальных образованиях.

В Программе определены основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

Основной целью Программы является оказание содействия в развитии кадрового обеспечения, организационных и территориальных основ местного самоуправления в муниципальных образованиях на период до 2014 года на основании опыта деятельности органов местного самоуправления Ленинградской области.

В настоящее время на территории Ленинградской области введена двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления: на уровне поселений и на уровне муниципальных районов. Территория Ленинградской области разделена на городские, сельские поселения и городской округ. Образовано 221 муниципальное образование, в том числе 17 муниципальных районов, один городской округ, 61 городское поселение и 142 сельских поселения. В каждом муниципальном образовании в соответствии с требованиями федерального законодательства сформированы органы местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления в 216 муниципальных образованиях представлена единообразной моделью формирования органов местного самоуправления: глава муниципального образования избирается из состава совета депутатов муниципального образования, глава администрации муниципального образования назначается на должность на условиях контракта по итогам конкурса. В уставах только пяти муниципальных образований поселенческого уровня предусмотрены прямые выборы главы муниципального образования. При этом в 21 сельском поселении уставами поселений предусмотрено, что глава муниципального образования возглавляет администрацию муниципального образования и исполняет полномочия председателя совета депутатов муниципального образования.

К компетенции органов местного самоуправления относится решение вопросов местного значения и реализация переданных отдельных государственных полномочий. Полномочия по решению вопросов местного значения могут передаваться органами местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальных районов. В 2010 году между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений заключено 688 соглашений о передаче муниципальным районам полномочий по решению вопросов местного значения поселений (в соответствии с количеством поселений, заключавших соглашения). Не передавали полномочий по решению вопросов местного значения муниципальным районам, то есть решали все предусмотренные законодательством вопросы местного значения и были функционально самостоятельными, только два городских поселения. Функциональной самостоятельности муниципальных образований поселенческого уровня препятствует недостаток квалификации кадров органов местного самоуправления.

В связи с изменениями федерального законодательства необходимо проведение обучения на курсах повышения квалификации кадров органов местного самоуправления и проведение краткосрочных семинаров, совещаний, научно-практических конференций с руководителями, заместителями руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований и муниципальными служащими по актуальным проблемам, возникающим при решении вопросов местного значения и реализации переданных отдельных государственных полномочий.

В настоящее время общая численность муниципальных служащих составляет 4936 человек. На повышение квалификации должны, исходя из единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, ежегодно направляться не менее 1645 человек.

В администрациях всех муниципальных образований сформированы кадровые резервы на 537 должностей муниципальной службы. В кадровые резервы включены 750 человек (350 мужчин и 400 женщин), из них только 11 имеют профессиональное образование по специальности "государственное и муниципальное управление". Количество лиц в возрасте до 35 лет составляет 199 человек. Необходимо завершить формирование резерва управленческих кадров муниципальных образований, ежегодно обновлять резерв управленческих кадров муниципальных образований и кадровый резерв администраций муниципальных образований. Лица, включенные в кадровые резервы, должны направляться на повышение квалификации в первоочередном порядке.

Одним из основных направлений содействия органам местного самоуправления в решении вопросов местного значения является помощь в подготовке муниципальных правовых актов. В рамках Программы будет осуществляться разработка и издание сборников нормативных, в том числе типовых, правовых актов, аналитических, методических, справочных и информационных материалов, методических рекомендаций органам местного самоуправления по решению вопросов местного значения и реализации переданных отдельных государственных полномочий.