Недействующий

О Программе развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (с изменениями на 3 июня 2013 года) (утратило силу с 01.01.2015 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554)

4.9. Рынок банковских услуг


В настоящее время Санкт-Петербург сохраняет устойчивые позиции как финансовый центр Северо-Запада России. Так, примерно 50 процентов кредитных организаций Северо-запада зарегистрированы в Санкт-Петербурге. По данным Главного управления Центрального банка Российской Федерации на начало 2009 года в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 42 кредитные организации (в том числе 3 небанковские кредитные организации) и 142 филиала иногородних банков, а также 24 представительства иностранных банков и банков других регионов России. К концу 2009 года количество кредитных организаций, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, уменьшилось до 40.

По уровню концентрации рынки депозитных и кредитных услуг являются умеренно концентрированными.

На региональном уровне в Санкт-Петербурге существует серьезная банковская конкуренция. Банки стремятся завоевать новые ниши для своей деятельности, в частности, многие банки увеличивают объемы потребительского кредитования. 31 банк вошел в программу предоставления поручительств, предоставляемых Фондом содействия кредитованию малого бизнеса, созданного Правительством Санкт-Петербурга.

В условиях высокой конкуренции кредитные организации вынуждены осуществлять модернизацию: разрабатывать новые продуктовые линейки, внедрять технологии и т.п. Инновационная активность банков необходима, поскольку благодаря ей кредитная организация способна сократить издержки и повысить качество предоставляемых услуг.

Однако инновационная активность кредитных организаций как последствие влияния конкурентной борьбы возможна только в условиях соответствующей институциональной среды. Поэтому создание условий добросовестной конкуренции, основанной на соблюдении законодательства всеми участниками рынка, снижение административных требований, связанных с проведением банковских операций, являются одними из основных задач программы развития конкуренции, которая входит в сферу компетенции федеральных органов власти.

В данных условиях в рамках Программы и в целях содействия инновационной активности кредитных организаций региональные органы государственной власти могут содействовать развитию конкуренции посредством стимулирования спроса со стороны государственных организаций и населения при одновременном обеспечении равных возможностей участия банков.

Содействие региональными органами государственной власти повышению финансовой грамотности населения и ознакомление государственных организаций с преимуществами банковских услуг с использованием ИТ-технологий (осуществление платежей в банкоматах с функцией приема платежей, развитие электронного банкинга, систем банк-клиент, безналичные расчеты) может обеспечить рост емкости рынка банковских услуг, что приведет к снижению концентрации рынка и увеличению конкуренции на нем. Кредитные организации, в свою очередь, должны предпринять определенные меры по повышению прозрачности, созданию дружественного интерфейса и обеспечению безопасности осуществления банковских операций с использованием ИТ-технологий.

В Санкт-Петербурге в настоящее время сложилась достаточно открытая для кредитных организаций система оплаты услуг за содержание жилья, управляющие компании имеют возможность заключить договор о проведении платежей населения и ведении счетов с любым коммерческим банком. В то же время сохраняется проблема формирования системы расчетов за услуги государственных учреждений и унитарных предприятий, обеспечивающей равные возможности участия банков в приеме и перечислении соответствующих платежей.

Необходима также проверка УФАС по Санкт-Петербургу соблюдения установленного законом порядка и норм антимонопольного законодательства при отборе кредитных организаций для ведения счетов ресурсоснабжающих предприятий Санкт-Петербурга.

Деятельность кредитных организаций оказывает влияние не только на ситуацию на рынке банковских услуг, но и на иных товарных и финансовых рынках. Так, получили широкое распространение соглашения о совместной деятельности, заключаемые между банками и страховыми организациями и предусматривающие страхование имущества и жизни заемщика при осуществлении ипотечного и потребительского кредитования. При этом банки ограничивают или полностью исключают возможность получения услуг страхования в иных компаниях, не связанных соглашениями с банком. Кроме того, такие соглашения могут ограничивать конкуренцию на самом рынке банковских услуг.

Одной из возможных мер развития конкуренции на рынке банковских услуг является поддержка региональными органами власти внедрения и развития новых электронных технологий банковского обслуживания, в том числе начиная с внедрения такой системы взаимоотношений самих государственных органов и подведомственных им учреждений и унитарных предприятий с кредитными организациями. При размещении заказов на соответствующие финансовые услуги должно предусматриваться их оказание на базе наиболее передовых электронных технологий.

В Санкт-Петербурге зарегистрировано 88 кредитных потребительских кооперативов. Из них активно действуют около 15, потенциал развития микрокредитования не используется в полной мере.