Недействующий

О Программе развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (с изменениями на 3 июня 2013 года) (утратило силу с 01.01.2015 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554)

4.8. Рынки в сфере строительства


В строительном комплексе функционирует целый ряд взаимосвязанных рынков, основными из которых являются: рынок услуг заказчиков-застройщиков, рынки строительно-монтажных работ, рынки строительных материалов.

Рынок услуг заказчиков-застройщиков в Санкт-Петербурге является низко концентрированным как в сфере жилищного строительства, так и в сфере производственного и прочего нежилого строительства. В 2008-2009 годах в качестве застройщиков, обеспечивших ввод жилых объектов, выступало более 120 организаций.

Наряду с высокими экономическими барьерами входа застройщиков на рынок, такими как высокая капиталоемкость строительной отрасли, высокая стоимость подключения к инженерным сетям, значительные затраты на получение земельных участков под застройку, конкуренция сдерживается влиянием государства на рыночные отношения, административными барьерами, поведением компаний в сферах с естественной монополией (вызывающим неоправданно высокие затраты на подключение к инженерным сетям), недостатками конкурентной структуры рынка в строительном комплексе.

В частности, в условиях сохранения существенной части земельных ресурсов в руках государства на аукционы выставляются очень крупные участки. Эксперты отмечают также невыгодные для бизнеса условия участия в аукционах - обязательства по внесению до 40 процентов средств на инженерную подготовку территории еще до начала строительства. Снижение участия в строительстве жилья малых и средних компаний объясняется отсутствием при организации конкурсов (аукционов) небольших и недорогих лотов (0,5-2 га), включающих инженерно подготовленные участки.

Существенным административным барьером являются высокие временные затраты на получение необходимых согласований строительных проектов. Необходима оптимизация последовательности соответствующих процедур, предоставление инвесторам и застройщикам возможности параллельно согласовывать проектную документацию в тех инстанциях, которые рассматривают разные аспекты представленных документов, устранение дублирования функций различных ведомств, внедрение принципа одного окна.

В настоящее время основным источником инвестиций в жилищное и промышленно-гражданское строительство являются средства частных инвесторов, в том числе граждан. С учетом данного обстоятельства наряду с системными мерами по развитию различным схем соинвестирования и ипотечного кредитования участники рынка указывают на необходимость развития так называемого проектного кредитования строительных компаний и разработки методики финансирования строительства посредством ассоциаций жилищного строительства и концессий, объединяющих государственное и частное инвестирование.

С учетом сохраняющихся больших объемов государственных заказов на строительно-монтажные работы важным элементом государственного регулирования рынка становится правовая регламентация и практика контроля за применяемыми процедурами размещения данных заказов.

В Санкт-Петербурге действует ряд крупных вертикально интегрированных инвестиционно-строительных компаний, которые охватывают весь цикл девелопмента - от приобретения земельных участков и сбора средств (в основном от населения) до эксплуатации построенных объектов недвижимости.

Вертикальная интеграция усиливает позиции соответствующих компаний в конкурентной борьбе и может приводить к дискриминации других участников рынка при приобретении товаров и услуг на смежных рынках.

В сфере строительно-монтажных работ степень концентрации на рынке общестроительных работ оценивается как низкая. В то же время она неравномерна по сегментам рынка.

Проблемой развития конкуренции в сфере строительно-монтажных работ стала замена лицензирования деятельностью СРО. Необходимость участия в СРО стала новым экономическим барьером, ведущим к сокращению числа участников рынка и снижению конкуренции. Необходим комплекс мер по снижению этого экономического барьера, а также по предотвращению использования участниками рынка СРО в антиконкурентных целях.

Наблюдается высокая степень концентрации рынков таких основных строительных материалов как кирпич и железобетонные изделия. Так, на рынке строительного кирпича доля одного наиболее крупного участника составляет более 60 процентов, доля трех наиболее крупных участников - более 80 процентов.

Состояние конкуренции на рынках ряда важных для строительства материалов оценивается как неблагоприятное, вход новых участников на них затруднен. Не исключено наличие монополистической (или олигополистической) модели ценообразования, при устранении которой могло бы произойти расширение предложения и понижение цены.