Недействующий

О Программе развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (с изменениями на 3 июня 2013 года) (утратило силу с 01.01.2015 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554)

4.7. Рынок нефтепродуктов и автомобильного топлива


В Санкт-Петербурге благодаря емкому рынку нефтепродуктов, развитой инфраструктуре и географическому положению степень монополизации рынка нефтепродуктов ниже, чем в большинстве регионов Российской Федерации. Тем не менее олигополистическая структура нефтяной отрасли сказывается на состоянии конкуренции на рынке в Санкт-Петербурге.

Рынок автомобильного топлива в Санкт-Петербурге насчитывает около 200 оптовых и розничных продавцов и оптовых покупателей, отличающихся по видам деятельности и роли на рынке.

Среди участников рынка можно выделить:

хозяйствующие субъекты, входящие в вертикально-интегральные нефтяные компании (далее - ВИНК);

хозяйствующие субъекты, входящие в состав иных (не ВИНК) крупных экономических структур;

иностранные компании;

прочие независимые операторы.

Оптовый рынок автомобильного топлива является высоко концентрированным (совокупная доля трех наиболее крупных участников - около 90 процентов). Рынок хранения светлых нефтепродуктов также является высоко концентрированным (совокупная доля трех наиболее крупных участников - 73 процента). Однако если концентрация оптового рынка автомобильного топлива постоянно возрастала на протяжении последних семи лет, то концентрация в сфере хранения светлых нефтепродуктов за этот же период несколько снизилась.

Розничный рынок автомобильного топлива является умеренно концентрированным, но степень его концентрации растет. С 2003 года при быстром росте числа автозаправочных станций (далее - АЗС) в Санкт-Петербурге наблюдалось значительное сокращение числа эксплуатирующих их хозяйствующих субъектов:

Соотношение количества хозяйствующих субъектов стационарных АЗС общего пользования на рынке Санкт-Петербурга в 2003-2009 годах

N п/п

Наименование показателя

2003 г.

2006 г.

2009 г.

Количество хозяйствующих субъектов

58

26

15

Количество стационарных АЗС общего пользования

240

322

370


Совокупная доля ВИНК на розничном рынке автомобильного топлива Санкт-Петербурга в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросла по производственным мощностям с 42 процентов до 49 процентов, по объемам реализации автомобильного топлива - с 31 процента до 40,5 процента.

Проникновение ВИНК на рынок происходит как путем создания новых АЗС, так и путем приобретения бизнеса у действующих участников рынка.

На оптовом, а также на розничном рынке автомобильного топлива и в сфере хранения светлых нефтепродуктов присутствуют хозяйствующие субъекты, которые по совокупной доле на рынке соответствуют критерию коллективного доминирования в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О защите конкуренции". Однако нет явных признаков их возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на региональном рынке.

Признаков территориального раздела регионального рынка, в том числе между крупнейшими ВИНК, а также случаев отказов в поставках топлива, навязывания невыгодных условий поставок в открытых источниках не описывается, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС по Санкт-Петербургу) их также не выявлено. По результатам анализа, проведенного УФАС по Санкт-Петербургу по данным за 2009 год, ценовой лидер на рынке автомобильного топлива в Санкт-Петербурге не выявлен, каждая компания осуществляет самостоятельную ценовую политику.

Антиконкурентный эффект вертикальной интеграции - значительного охвата рынка компаниями, включающими последовательные звенья технологической цепочки от оптовых поставок до розничной продажи топлива, проявляется в сокращении рыночной ниши и возрастании рисков, связанных с входом на один из рынков из-за недостаточного числа независимых поставщиков либо покупателей на смежном рынке. В то же время интегрированное проникновение одновременно на два смежных рынка слишком затратно.

Другим барьером входа новых операторов на розничный рынок является трудность приобретения земельных участков под АЗС. Условия торгов и фактическое увеличение стоимости земельных участков на торгах приводит к тому, что приобретение земельных участков оказывается под силу только крупным компаниям. При этом следует отметить, что в мировой практике АЗС - традиционная сфера малого семейного бизнеса.

Перспективы развития конкурентной ситуации на региональном рынке автомобильного топлива в Санкт-Петербурге связаны с усилением позиций ВИНК, сокращением числа посредников и мелкооптовых фирм, сокращением общего числа и укрупнением участников рынка розничной торговли автомобильным топливом.

В ближайшей перспективе представляется маловероятной возможность разделения существующих ВИНК.

При этом меры по развитию конкуренции на региональном уровне должны лежать в русле поддержки создания и расширения деятельности независимых от ВИНК хозяйствующих субъектов во всех сегментах рынка, обеспечения доступа независимых компаний к ресурсам ВИНК, повышения открытости рынка для иностранных поставщиков, снижения экономических и административных барьеров входа на рынки.