В Санкт-Петербурге благодаря емкому рынку нефтепродуктов, развитой инфраструктуре и географическому положению степень монополизации рынка нефтепродуктов ниже, чем в большинстве регионов Российской Федерации. Тем не менее олигополистическая структура нефтяной отрасли сказывается на состоянии конкуренции на рынке в Санкт-Петербурге.
Рынок автомобильного топлива в Санкт-Петербурге насчитывает около 200 оптовых и розничных продавцов и оптовых покупателей, отличающихся по видам деятельности и роли на рынке.
Среди участников рынка можно выделить:
хозяйствующие субъекты, входящие в вертикально-интегральные нефтяные компании (далее - ВИНК);
хозяйствующие субъекты, входящие в состав иных (не ВИНК) крупных экономических структур;
иностранные компании;
прочие независимые операторы.
Оптовый рынок автомобильного топлива является высоко концентрированным (совокупная доля трех наиболее крупных участников - около 90 процентов). Рынок хранения светлых нефтепродуктов также является высоко концентрированным (совокупная доля трех наиболее крупных участников - 73 процента). Однако если концентрация оптового рынка автомобильного топлива постоянно возрастала на протяжении последних семи лет, то концентрация в сфере хранения светлых нефтепродуктов за этот же период несколько снизилась.
Розничный рынок автомобильного топлива является умеренно концентрированным, но степень его концентрации растет. С 2003 года при быстром росте числа автозаправочных станций (далее - АЗС) в Санкт-Петербурге наблюдалось значительное сокращение числа эксплуатирующих их хозяйствующих субъектов:
Соотношение количества хозяйствующих субъектов стационарных АЗС общего пользования на рынке Санкт-Петербурга в 2003-2009 годах
N п/п | Наименование показателя | 2003 г. | 2006 г. | 2009 г. |
Количество хозяйствующих субъектов | 58 | 26 | 15 | |
Количество стационарных АЗС общего пользования | 240 | 322 | 370 |
Совокупная доля ВИНК на розничном рынке автомобильного топлива Санкт-Петербурга в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросла по производственным мощностям с 42 процентов до 49 процентов, по объемам реализации автомобильного топлива - с 31 процента до 40,5 процента.
Проникновение ВИНК на рынок происходит как путем создания новых АЗС, так и путем приобретения бизнеса у действующих участников рынка.
На оптовом, а также на розничном рынке автомобильного топлива и в сфере хранения светлых нефтепродуктов присутствуют хозяйствующие субъекты, которые по совокупной доле на рынке соответствуют критерию коллективного доминирования в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О защите конкуренции". Однако нет явных признаков их возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на региональном рынке.
Признаков территориального раздела регионального рынка, в том числе между крупнейшими ВИНК, а также случаев отказов в поставках топлива, навязывания невыгодных условий поставок в открытых источниках не описывается, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС по Санкт-Петербургу) их также не выявлено. По результатам анализа, проведенного УФАС по Санкт-Петербургу по данным за 2009 год, ценовой лидер на рынке автомобильного топлива в Санкт-Петербурге не выявлен, каждая компания осуществляет самостоятельную ценовую политику.
Антиконкурентный эффект вертикальной интеграции - значительного охвата рынка компаниями, включающими последовательные звенья технологической цепочки от оптовых поставок до розничной продажи топлива, проявляется в сокращении рыночной ниши и возрастании рисков, связанных с входом на один из рынков из-за недостаточного числа независимых поставщиков либо покупателей на смежном рынке. В то же время интегрированное проникновение одновременно на два смежных рынка слишком затратно.
Другим барьером входа новых операторов на розничный рынок является трудность приобретения земельных участков под АЗС. Условия торгов и фактическое увеличение стоимости земельных участков на торгах приводит к тому, что приобретение земельных участков оказывается под силу только крупным компаниям. При этом следует отметить, что в мировой практике АЗС - традиционная сфера малого семейного бизнеса.
Перспективы развития конкурентной ситуации на региональном рынке автомобильного топлива в Санкт-Петербурге связаны с усилением позиций ВИНК, сокращением числа посредников и мелкооптовых фирм, сокращением общего числа и укрупнением участников рынка розничной торговли автомобильным топливом.
В ближайшей перспективе представляется маловероятной возможность разделения существующих ВИНК.
При этом меры по развитию конкуренции на региональном уровне должны лежать в русле поддержки создания и расширения деятельности независимых от ВИНК хозяйствующих субъектов во всех сегментах рынка, обеспечения доступа независимых компаний к ресурсам ВИНК, повышения открытости рынка для иностранных поставщиков, снижения экономических и административных барьеров входа на рынки.