Автобусный транспорт является частью системы городского пассажирского транспорта общего пользования, где возможно и необходимо развитие конкуренции между перевозчиками в целях повышения качества и безопасности транспортных услуг.
В настоящее время в Санкт-Петербурге маршрутная сеть автобусного транспорта состоит из 348 городских и пригородных автобусных маршрутов, работающих по регулируемому Правительством Санкт-Петербурга тарифу, и 370 маршрутов, работающих по не регулируемому Правительством Санкт-Петербурга тарифу. Подвижной состав насчитывает 5467 автобусов различной вместимости.
С коммерческими организациями заключение договоров на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа происходит по итогам проведения соответствующего конкурса.
Сроки исполнения договорных обязательств коммерческих организаций истекают 31.12.2010, в связи с чем в 2010 году проводятся конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок.
Условия новых конкурсов прежде всего направлены на развитие конкуренции на рынке автобусных перевозок и расширение круга участников указанного рынка. В первую очередь доступ на рынок пассажирских перевозок был открыт для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, не имеющих на дату объявления конкурса автобусов достаточной инфраструктуры и значительного опыта осуществления пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге.
Так, после подведения итогов первого конкурса, объявленного 20.04.2010, на рынок пассажирских автобусных перевозок Санкт-Петербурга удалось привлечь 14 компаний, 12 из которых ранее не имели договоров на осуществление перевозки пассажиров на территории Санкт-Петербурга.
В целях развития конкуренции в последующие годы необходимо в первую очередь внести ряд изменений в нормативные правовые акты.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством организация транспортного обслуживания населения возложена на субъекты Российской Федерации. В связи с чем порядок регулярных перевозок пассажиров определяется договорами, заключенными между уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и перевозчиками по результатам открытого конкурса. Однако по причине отсутствия указанной нормы в нормативных правовых актах федерального уровня на рынке транспортных услуг появляются перевозчики, осуществляющие деятельность без договора на организацию перевозок пассажиров, но в то же время имеющие лицензию на осуществление данного вида деятельности. Осуществляя стихийную деятельность, они выходят на рынок вместе с добросовестными и конкурентоспособными перевозчиками, отбирая часть прибыли. Лицензирующий орган в данном случае не вправе принять меры к таким перевозчикам.
С учетом вышеизложенного добросовестной конкуренции не происходит. В связи с чем необходимы изменения в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, предусматривающие осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по установленным маршрутам и расписаниям на основании договора, заключенного уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с перевозчиком.
Кроме того, одним из направлений добросовестной конкуренции уже сейчас является обеспечение равной доступности перевозчиков к объектам транспортной инфраструктуры путем передачи ее в ведение независимой от перевозчиков организации.
Одним из основных перспективных направлений транспортной реформы в Санкт-Петербурге является перевод всех автобусных маршрутов на единый регулируемый тариф без снижения совокупных объемов перевозок как на маршрутах с регулируемым тарифом, так и на маршрутах с не регулируемым на сегодняшний день тарифом.
Данное направление по предварительным оценкам потребует значительных средств из бюджета Санкт-Петербурга и будет реализовываться поэтапно в течение нескольких лет.
Установление единого регулируемого Правительством Санкт-Петербурга тарифа на всех автобусных маршрутах позволит значительно усилить конкуренцию в данном сегменте рынка, так как сделает возможным проведение конкурса на каждый отдельный маршрут, а не на совокупность маршрутов.