Недействующий

О Программе развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (с изменениями на 3 июня 2013 года) (утратило силу с 01.01.2015 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554)

Объем жилищных и коммунальных услуг населению в Санкт-Петербурге

N п/п

Наименование услуги

2009 г.

Первое полугодие 2010 г.

млн.руб.

% к 2008 г.

млн.руб.

% к первому полугодию 2009 г.

1

Жилищные услуги

11776

101,6

6486*

107,1

2

Коммунальные услуги

32157

101,3

19183

101,9

ВСЕГО

43933

-

25669

-

_______________

* С 2010 года меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг учитываются в денежном выражении.


Вместе с тем сфера жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) занимает важное место в экономике Санкт-Петербурга, и производит один из видов услуг, необходимых для его нормальной жизнедеятельности.

К сфере ЖКХ принято относить совокупность видов хозяйственной деятельности, обеспечивающих надлежащее содержание и ремонт общедомового имущества жилых многоквартирных домов (включая придомовую территорию) и предоставление проживающим в них собственникам и пользователям помещений коммунальных услуг (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и т.п.).

Конечным, объединяющим звеном деятельности в сфере ЖКХ (как деятельность генподрядчика в строительстве) является деятельность по управлению и техническому обслуживанию жилищного фонда, которая предполагает координацию мер, необходимых для текущего функционирования жилых домов как единого целого и их обеспечения коммунальными услугами. В соответствии с терминологией, принятой в Жилищном кодексе Российской Федерации, эта деятельность применительно к многоквартирным жилым домам включается в понятие "управление многоквартирным домом".

В сфере ЖКХ функционирует целый ряд товарных рынков, связанных по вертикальным технологическим цепочкам с рынком услуг по управлению и техническому обслуживанию жилищного фонда (управлению многоквартирными домами).

С рынком услуг по управлению и техническому обслуживанию жилищного фонда тесно связаны смежные рынки:

рынки услуг электро-, тепло-, газо-, водоснабжения;

рынки специализированных работ и услуг (техническое обслуживание инженерных систем и сетей дома, вывоз мусора, обслуживание и ремонт лифтов, ремонт зданий, расчетное обслуживание и т.п.).

Таким образом, состояние конкурентной среды на рынках в сфере ЖКХ оказывает сильное воздействие на уровень и качество жизни населения в части, касающейся удовлетворения одной из базовых потребностей, - потребности в жилище, а также на условия предпринимательской деятельности и конкуренцию в региональной экономике.

Документы по реформе ЖКХ относят к сферам деятельности, в которых возможно развитие конкуренции, следующие:

управление и обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;

ресурсоснабжение с привлечением организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объектов (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и другие);

выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора, эксплуатация лифтового хозяйства и т.п.);

проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения и т.п.

Состояние конкурентной среды в сфере ЖКХ определяется прежде всего ее состоянием на рынке услуг по управлению жилищным фондом. В условиях Санкт-Петербурга в качестве данного рынка может рассматриваться рынок услуг по управлению многоквартирными домами (поскольку доля индивидуальных жилых строений в жилищном фонде крайне незначительна и они, как правило, обслуживаются самими собственниками).

Объем рынка услуг по управлению многоквартирными жилыми домами определяется количеством (совокупной площадью) таких домов в Санкт-Петербурге и способами управления ими, выбранными в рамках законодательства, действующего на данный период и связанного с незавершенностью рыночной реформы в сфере ЖКХ.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации способ управления домом, помещения в котором находятся в собственности отдельных лиц, должен быть выбран по их соглашению. Определены три способа управления домом:

управление осуществляет товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) либо специализированный кооператив;

поручение функций управления управляющей компании;

управление непосредственно собственниками помещений в доме.

Указанный перечень является закрытым и расширению не подлежит. Одновременное совмещение нескольких способов управления многоквартирным домом не допускается.

Вопрос выбора способа управления домом имеет отношение не ко всем многоквартирным домам. Некоторая часть домов управляется жилищными кооперативами, ТСЖ. Во вновь возводимых домах также в процессе их ввода и регистрации собственности создаются ТСЖ.

На 01.07.2010 многоквартирные жилые дома в Санкт-Петербурге следующим образом распределялись по способам управления:

Распределение многоквартирных домов в Санкт-Петербурге по способам управления на 01.07.2010 (в скобках - данные на 01.07.2009)*

_______________