Недействующий

О Программе развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (с изменениями на 3 июня 2013 года) (утратило силу с 01.01.2015 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554)

3.1. Система регулирования предпринимательской деятельности


Механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности направлены на поддержание баланса интересов общества, государства и бизнеса.

Регулированием предпринимательской деятельности на территории Санкт-Петербурга занимаются более 50 исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Регулирование осуществляется в следующих сферах: организационно-правовые основы предпринимательской деятельности, имущественная основа предпринимательской деятельности, правовые основы несостоятельности (банкротства), правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества, правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности, правовое регулирование товарного рынка, техническое регулирование, регулирование инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, права предпринимателей и их защита, трудовые отношения.

Результаты опроса в рамках проведенного мониторинга фактического состояния предпринимательской среды показали, что основными административными барьерами, более всего мешающими входу на рынок субъектам бизнеса и их функционированию в Санкт-Петербурге, предприниматели считают следующие (в скобках указана доля от общего числа респондентов, считающих данный барьер самым важным, в процентах):

множественность инстанций, в которых необходимо получить согласование (25 процентов);

избыточность контролирующих инстанций и связанное с этим большое количество проверок по широкому спектру вопросов (14 процентов);

осуществление органами государственной власти действий на основании внутриведомственных инструкций (которые в некоторых случаях являются непубликуемыми ведомственными документами), а не законов прямого действия (14 процентов);

отсутствие четких ограничений по срокам согласований (14 процентов).

Исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга проводится работа по устранению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, направленная на предупреждение негативного воздействия указанных барьеров на ведение бизнеса, на совершенствование исполнения контрольных и надзорных полномочий.

Соответствующие меры принимаются также в рамках реализации Программы противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2009-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2009 N 680. На заседаниях Межведомственного совета по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, образованного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 N 203, регулярно рассматриваются вопросы деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по устранению административных ограничений в сфере предпринимательства.

Для Российской Федерации в целом и для Санкт-Петербурга в частности характерны значительная высота административных барьеров и неблагоприятствующее отношение различных органов государственной власти и естественных монополистов к предпринимательской деятельности. По критерию "Ранг благоприятности условий ведения бизнеса", используемому Международным банком реконструкции и развития (далее - МБРР) для сравнения условий ведения бизнеса в различных странах, Российская Федерация в 2008 году поставлена на 120-е место среди 181 страны, а в 2009 году - на 122-е место среди 183 стран. В составленном впервые в 2010 году по методике МБРР рейтинге городов Российской Федерации по рангу благоприятствования ведению бизнеса Санкт-Петербургу присвоено только 8 место. При этом присвоен более высокий рейтинг Казани, Твери, Петрозаводску, Ростову-на-Дону, Томску, Иркутску и Перми.

Эта оценка свидетельствует о сильном негативном влиянии административных барьеров на развитие предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге. Можно констатировать, что проблема устранения административных барьеров в Санкт-Петербурге решена не в полной мере.