Развитие рынка страховых услуг имеет важное значение для повышения качества институциональной среды для бизнеса.
На 01.01.2010 в Санкт-Петербурге осуществляли свою деятельность 163 страховые организации. Из них 33 зарегистрировано в Санкт-Петербурге.
В составе страховых компаний, действующих в Санкт-Петербурге, преобладают компании Москвы и Московской области. В 2009 году в первую двадцатку входили 14 компаний из этих регионов, на их долю приходилось 52,25 процента собранных страховых премий.
Исходя из показателей концентрации, рынок оценивается как низко концентрированный. На рынках отдельных видов страхования, где лидерами выступают различные компании из числа крупных участников рынка Санкт-Петербурга, степень концентрации рынка значительно различается.
С 2005 года наблюдалась следующая динамика концентрации на рынках отдельных видах страхования в Санкт-Петербурге:
Показатели концентрации рынка страховых услуг в Санкт-Петербурге по объёму страховых премий в 2005, 2007, 2009 годах и в I квартале 2010 года (%)
Годы | Добровольные виды страхования | Обязательные виды страхования | ||||
Страхование жизни | Личное страхование (кроме страхования жизни) | Имущественное страхование (кроме страхования ответственности) | Страхование ответственности | Обязательное медицинское страхование автогражданской ответственности (далее - ОСАГО) | Обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) | |
2005 г. | 92,2 | 29,6 | 30,9 | 39,8 | - | - |
2007 г. | 77,6 | 38,0 | 26,1 | 34,8 | - | - |
2009 г. | 57,8 | 24,7 | 35,4 | 24,9 | 48,1 | 59,9 |
I квартал 2010 г. | 55,9 | 39,7 | 34,3 | 30,0 | 49,9 | 56,0 |
До 2009 года на рынке Санкт-Петербурга имело место снижение уровня концентрации в сегментах таких видов страхования, как страхование жизни, личное страхование и страхование ответственности. Однако в I квартале 2010 года данная тенденция сохранилась только для сегмента страхования жизни. Все перечисленные рынки страховых услуг являются умеренно концентрированными.
Помимо общих барьеров входа на рынок, определяемых законодательной базой в сфере страхования, можно отметить ряд характерных барьеров входа на рынки отдельных видов страхования.
Одним из ограничений входа на такой емкий и развивающийся сегмент рынка как страхование рисков заемщиков при выдаче кредитов банками могут являться соглашения о сотрудничестве, заключаемыми между банками и отдельными страховыми компаниями.
Дополнительные барьеры входа на рынок услуг ОМС могут возникать вследствие действий региональных органов государственной власти, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, создающих преимущества для отдельных страховых компаний при заключении договоров ОМС в отношении неработающего населения и дискриминационные условия финансирования оказанных услуг по договорам с работодателями в отношении работающего населения.
Угрозы для развития конкуренции могут создаваться также вследствие государственной поддержки отдельных страховых компаний, создающей для последних необоснованные конкурентные преимущества. В частности, серьезные проблемы связаны с действующими в Санкт-Петербурге актами о порядке страхования государственного имущества, сдаваемого в аренду, передаваемого в пользование, в хозяйственное ведение государственным учреждениям и предприятиям, которые фактически ограничивают доступ страховых компаний к данному сегменту рынка имущественного страхования, создают преимущества для организаций, признанных победителями конкурса в середине 90-х годов и с тех пор имеющих эксклюзивное право на оказание соответствующих услуг. Происходит ограничение арендаторов (получателей) объектов недвижимости в свободном выборе организации для заключения договора страхования.
Участие государственных и муниципальных органов, учреждений и предприятий в качестве страхователей оказывает существенное влияние на конкуренцию на рынке услуг страхования Санкт-Петербурга. Государственные структуры, представляющие интересы граждан, выступают в качестве страхователей по договорам страхования имущества, сдаваемого в аренду, по договорам ОСАГО в отношении автотранспорта, по дополнительному медицинскому страхованию государственных и муниципальных служащих, по обязательному медицинскому страхованию неработающих граждан.
Региональная политика в области развития добросовестной конкуренции на рынке страховых услуг может реализовываться в форме контроля и пресечения сговоров и недобросовестной конкуренции участников размещения заказов на услуги страхования.