Недействующий

О долгосрочной целевой программе "Инфраструктурное обеспечение комплексного инвестиционного развития и диверсификации экономики города Пикалево" (с изменениями на 25 декабря 2013 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Ленинградской области от 05.09.2014 N 405)

1. Анализ ситуации


Пикалево является типичным монопрофильным городом, градообразующая сфера которого представлена глиноземным комплексом, изначально рассчитанным на ежегодное производство 260-270 тыс. тонн глинозема, 2,7 млн. тонн цемента, 200 тыс. тонн соды и поташа. Единственным производителем и поставщиком нефелинового сырья для производства глинозема является ОАО "Апатит". Продукты, получаемые при производстве глинозема, - карбонатный раствор и белитовый шлам используются в качестве сырья для производства цемента, соды и поташа, образуя в рамках единой технологической цепочки практически безотходное производство.

В настоящее время градообразующая сфера Пикалево представлена предприятиями ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево" (производство глинозема), входящее в состав ООО "Базовый элемент", ЗАО "Пикалевский цемент" (производство цемента), входящее в состав холдинга "Евроцементгрупп" и ЗАО "Пикалевская Сода" (производство поташа и кальцинированной соды), входящее в состав ЗАО "Метахим". На указанных предприятиях заняты 3433 человека, что составляет 41,5 процента от общей численности занятых в экономике муниципального образования.

Предприятия градообразующей сферы являются основными налогоплательщиками местного бюджета и обеспечивают основной объем собственных доходов муниципального образования. В 2009 году ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево" обеспечило 62 процента поступления земельного налога, 28 процентов налога на доходы физических лиц и 31 процент доходов от арендной платы за землю, ЗАО "Пикалевский цемент" - 15 процентов земельного налога и 39 процентов арендной платы за землю.

Схема функционирования Пикалевского производственного комплекса, представленного тремя технологически взаимоувязанными и имеющими единую логистическую инфраструктуру предприятиями, представляет оптимально выстроенный производственный процесс с четким разделением производственных и управленческих функций.

В условиях монопрофильной структуры экономики обеспечение устойчивого развития градообразующей сферы, как правило, требует наличия единого собственника, ориентированного на получение конечного эффекта путем оптимизации всего производственного процесса и финансовых потоков. Однако после разделения Пикалевского глиноземного комплекса на три отдельных сегмента (глиноземный, цементный и химический) предприятия, образующие единую технологическую цепочку, стали управляться различными собственниками. С этого момента политика предприятий, действующих как независимые частные собственники, состояла в увеличении рентабельности отдельных предприятий и максимизации прибыли. Собственниками внедрены различные принципы управления и организации бизнеса, в частности, давальческие схемы переработки сырья, механизмы трансферных цен между производственными предприятиями и торговыми холдинговыми структурами, а также программы перепрофилирования и реструктуризации производства.

Во второй половине 2008 года объемы производства предприятий комплекса снижались и в начале 2009 года были полностью остановлены до июня 2009 года, когда были приняты чрезвычайные меры государственного регулирования по возобновлению производства на всех предприятиях комплекса.

В условиях отсутствия единого собственника любое изменение конъюнктуры рынков цемента, газа и алюминия, что особенно проявляется в период кризиса, отражается на консолидированной рентабельности всего комплекса.

Экономические проблемы функционирования градообразующего комплекса существенно повлияли на рынок труда города Пикалево, ситуация обострилась в декабре 2008 года: в результате массовых увольнений на ЗАО "Пикалевский цемент" произошел стремительный рост уровня безработицы с 1 до 8,1 процента (при расчете в соответствии с методологией Международной организации труда уровень безработицы превысил 21 процент).

В первом полугодии 2009 года ситуация на рынке труда продолжала обостряться: остановились заводы ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево" и ЗАО "Метахим". Реальной была угроза массовых увольнений. На 1 июня 2009 года число безработных составило 1070 человек, уровень безработицы - 9,2 процента.

В результате принятых мер с июня по декабрь 2009 года число безработных в городе Пикалево сократилось на 42 процента и составило 622 человека, уровень безработицы снизился до 5,5 процента, или 15,3 процента в соответствии с методологией Международной организации труда.

Высокий уровень безработицы в городе Пикалево сказался и в целом на рынке труда в Бокситогорском муниципальном районе, а также в соседних муниципальных районах - Тихвинском и Волховском. В указанных муниципальных районах уровень безработицы остается выше среднеобластного и, несмотря на строительство новых промышленных объектов, не снижается ниже 2,5 процента. Существенным является и наличие скрытой безработицы, уровень которой по результатам социологических исследований достигает 12-14 процентов.

Для стабилизации ситуации на рынке труда требуются кардинальные меры, в первую очередь создание новых рабочих мест. Создание новых рабочих мест будет осуществляться путем реализации крупных инвестиционных проектов модернизации и диверсификации экономики города Пикалево.

Таблица 1

     

ПОКАЗАТЕЛИ,
характеризующие монопрофильность города Пикалево*

________________

* Использованы данные комплексного инвестиционного плана модернизации города Пикалево Бокситогорского района Ленинградской области по состоянию на дату его составления.

Показатель

Значение

Относительное значение, проц.

Объем отгруженной продукции градообразующих предприятий в общем объеме отгруженной продукции моногорода, млрд.руб.

5,3/6,0

88

Число занятых на градообразующих предприятиях по отношению к общему числу занятых в экономике моногорода, тыс.чел.

3,8/8,0

48

Налоговые поступления градообразующих предприятий в общем объеме налоговых поступлений моногорода, млн.руб.

40,5/46,6

87

Средняя месячная заработная плата по градообразующим предприятиям по отношению к среднемесячной заработной плате в моногороде, тыс.руб.

18,5/16,5

112

Объем инвестиций по градообразующим предприятиям по отношению к объему инвестиций моногорода, млн.руб.

481,0/490,7

98


Кризисные явления в экономике города, обусловленные его монопрофильной структурой, находят отражение в снижении доли собственных доходов с 40 процентов в 2007 году до 20 процентов в 2009 году и до 10,6 процента в 2010 году, что в целом характеризует депрессивное состояние финансовой сферы муниципального образования "Город Пикалево" и свидетельствует о невозможности самостоятельного решения социальных проблем и самостоятельного формирования условий для развития производственной сферы.

В связи с территориальной удаленностью города осложняется привлечение инвестиционного портфеля компаний без предварительного формирования конкурентных преимуществ в инфраструктурной сфере.

Таким образом, решение вопросов инфраструктурного обеспечения комплексного инвестиционного развития города Пикалево в целях диверсификации его экономики представляется ключевым для его устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения.

В последнее время наблюдается некоторое улучшение ситуации, обусловленное вниманием всех уровней власти к проблемам моногорода и появлением дополнительных инвестиционных преимуществ, связанных с формированием комплексного инвестиционного плана модернизации города, что не замедлило сказаться на важнейших показателях экономического развития.

Основанием для расчетов потребностей города в объектах инфраструктуры, а также перспективных результатов их создания и развития являются изменения, внесенные в комплексный инвестиционный план модернизации города Пикалево Бокситогорского района Ленинградской области в соответствии с разделом III протокола заочного голосования Рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 1 декабря 2011 года N 5, одобренные распоряжением Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2011 года N 777-р (абзац в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2012 года постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2011 года N 468, - см. предыдущую редакцию).