Действующий

О Программе повышения эффективности расходов бюджета Санкт-Петербурга на период до 2012 года

6. Повышение эффективности предоставления государственных услуг


Существующая сеть государственных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления и принципов оптимальности и достаточности оказания государственных услуг. Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а необходимости содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов с сохранением их структуры в неизменном виде. Необходимо на первое место поставить вопрос повышения качества государственных услуг и оптимизацию бюджетных расходов на их обеспечение.

Целями данного направления Программы являются:

повышение доступности и качества государственных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения;

привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;

создание условий для оптимизации бюджетной сети;

развитие материально-технической базы государственных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;

внедрение в деятельность государственных учреждений элементов конкурентных отношений.

Для достижения указанных целей необходимо решить три взаимосвязанные задачи:

совершенствование правового статуса государственных учреждений;

внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг;

повышение открытости деятельности государственных учреждений, оказывающих государственные услуги, для потребителей этих услуг.

Мероприятия по совершенствованию правового положения государственных учреждений будут проводиться путем реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Они направлены на повышение эффективности предоставления государственных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек государственных учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также созданы возможности и стимулы для ИОГВ по оптимизации подведомственной сети.

Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих государственные услуги:

перевести их с 01.01.2012 со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение государственного задания;

предоставить право бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;

исключить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);

расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества.

Создание нового типа государственных учреждений - казенных учреждений, статус которых, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в бюджет Санкт-Петербурга.

На 2011 год будет установлен переходный период, который позволит как бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав), так и казенным учреждениям получать финансовое обеспечение в прежнем порядке (в частности, действуют ранее принятые нормативные правовые акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет).

Кроме того, будут предприняты следующие меры, направленные на создание для ИОГВ условий и стимулов по оптимизации сети подведомственных учреждений:

упрощение процедуры реорганизации (в форме слияния и присоединения) и ликвидации учреждений;

установление правила сохранения объемов бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств при реорганизации (слиянии, присоединении) или ликвидации ими подведомственных учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг).

Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание государственных услуг потребует совершенствования практики формирования государственных заданий для государственных учреждений и их финансового обеспечения.

Государственные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать орган, осуществляющий координацию и регулирование деятельности учреждения.

Для обеспечения реализации полномочий бюджетных учреждений в 2010 году необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов государственных заданий на оказание государственных услуг при планировании бюджетных проектировок на 2011-2013 годы.

В этих целях ИОГВ, разрабатывающим проекты государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями, необходимо в рамках подготовки проекта бюджета Санкт-Петербурга разрабатывать и представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга сводные показатели государственных заданий.