Проблемами сельских школ, которые препятствуют реализации в полном объеме права граждан на доступное качественное образование, являются следующие:
сельские школы "замкнуты" в границах микросоциума небольших поселков и деревень, имеют слабые внешние связи, что снижает образовательные и культурные возможности обучающихся;
в сельских школах в силу демографических причин сокращается количество обучающихся, снижается наполняемость классов, что приводит к снижению их социальной перспективности при увеличении затрат на содержание сельских школ;
качество подготовки учащихся сельских школ не всегда соответствует современным требованиям, что подтверждается данными социологических исследований (удовлетворенность обучающихся и их родителей качеством учебной подготовки в школе), а также низкими показателями участия в предметных олимпиадах и числом награжденных золотыми и серебряными медалями.
Указанные проблемы обусловливают необходимость обеспечения интенсивного развития сельских школ на основе проектирования путей их дальнейшего развития, создания различных моделей организации образования в сельской школе, взаимодействия сельских школ, а также их взаимодействия с общеобразовательными школами, расположенными в городской местности, учреждениями дополнительного и профессионального образования, службами психолого-педагогического сопровождения.