В развитии ТЛК в 2004-2009 годах выделяются два этапа.
На первом этапе (2004 год - III квартал 2008 года) поступательное развитие в Санкт-Петербурге промышленности, торговли, строительного сектора наряду с увеличением экспортно-импортных и транзитных перевозок обеспечило значительный рост объемных показателей работы во всех секторах ТЛК.
В 2004-2008 годах общий объем перевалки и перевозки грузов в ТЛК увеличился с 205 млн. тонн до 240 млн. тонн. Общий грузооборот морского порта Большой порт Санкт-Петербург (далее - Большой порт Санкт-Петербург) увеличился на 17 процентов и составил в 2008 году 59,9 млн. тонн, в том числе контейнерооборот увеличился в 2,6 раза до 1,98 млн. TEU в 2008 году. Объем местной грузовой работы железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге (погрузка и выгрузка на железнодорожных станциях, расположенных в границах Санкт-Петербурга) увеличился на 16 процентов до 59,9 млн. тонн в 2008 году. Объем автомобильных грузовых перевозок увеличился более чем на 20 процентов и превысил 110 млн. тонн в 2008 году. Пассажиропоток в аэропорту "Пулково" увеличился на 63 процента и составил в 2008 году 7,07 млн. человек.
Площадь объектов терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга в 2004-2008 годах увеличилась на 22 процента и составила 6596 тыс.кв.м. При этом площадь складских объектов классов "А" и "В+" увеличилась в 4,3 раза и достигла 1243 тыс.кв.м.
На этом этапе во многих сегментах рынка транспортно-логистических услуг наблюдалось превышение спроса над предложением, фиксировался значительный объем инвестиций в ТЛК как со стороны государственного сектора (развитие улично-дорожной сети, железных дорог, морских терминалов и т.д.), так и со стороны частных компаний (строительство в установленном порядке складских объектов, приобретение железнодорожного и автомобильного подвижного состава и т.д.).
Начало второго этапа (IV квартал 2008 года - IV квартал 2009 года) связано с мировым экономическим кризисом, который оказал непосредственное влияние на развитие ТЛК.
В IV квартале 2008 года - первом полугодии 2009 года наблюдалось резкое уменьшение объемных показателей работы во всех секторах ТЛК, за которым последовали падение ставок на услуги организаций ТЛК и значительное снижение инвестиционной активности в сфере транспорта и логистики.
В первом полугодии 2009 года общий грузооборот Большого порта Санкт-Петербург по сравнению с аналогичным периодом 2008 года снизился на 23,5 процента, в том числе контейнерооборот - на 38,1 процента.
Общий объем местной грузовой работы железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге в первом полугодии 2009 года сократился по отношению к аналогичному периоду 2008 года более чем на 26 процентов. По Санкт-Петербургу снижение объема железнодорожных перевозок во внутреннем сообщении составило 40,8 процента, а внешнеторговых перевозок - 11 процентов.
В первом полугодии 2009 года в аэропорту "Пулково" по сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем пассажирских перевозок уменьшился на 12,6 процента, объем грузовых перевозок - на 29,2 процента.
В этот период резко сократился спрос на складские услуги. Заполняемость новых складских объектов в первом полугодии 2009 года составила в среднем 30-50 процентов. Уменьшение спроса на рынке складских услуг привело к снижению арендных ставок на 40 процентов.
Во втором полугодии 2009 года темпы падения грузооборота и пассажирооборота в ТЛК замедлились. В 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшение грузооборота Большого порта Санкт-Петербург составило 15,9 процента, в том числе контейнерооборота - 22,1 процента, снижение пассажиропотока в аэропорту "Пулково" составило 4,4 процента.
Восстановление рынка транспортно-логистических услуг в различных его сегментах имеет неравномерный характер, что приведет к формированию новой структуры этого рынка в посткризисный период.