Действующий

О Концепции создания кластера фармацевтической и медицинской промышленности в Санкт-Петербурге (с изменениями на 29 декабря 2011 года)

2. Основные мероприятия по реализации Концепции

2.1. Основные задачи и целевые показатели Концепции

Реализация Концепции потребует решения следующих основных задач:

создание достаточного по объему (не менее 30 процентов) покрытия перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

поддержка фармацевтических организаций и обеспечение кооперации во всех сегментах кластера, включая организацию исследований, разработку технологий, производство субстанций, производство готовых лекарственных форм, продвижение лекарственных препаратов на рынке;

организация и поддержка создания научных центров на базе вузов в Санкт-Петербурге, проведение научных исследований, в том числе в целях улучшения материально-технической базы учреждений и привлечения специалистов для реализации конкретных проектов;

создание инфраструктуры для внедрения на территории Санкт-Петербурга в медицинскую практику инновационных лекарственных средств одновременно с разработкой соответствующих стандартов лечения для увеличения доли инновационной продукции при оказании медицинской помощи в Российской Федерации;

организация специализированных программ обучения и привлечение высококвалифицированного персонала;

разработка организационно-правовых схем для обеспечения притока частных инвестиций.

Для определения эффективности реализации Концепции могут использоваться следующие целевые показатели:

годовой объем производства лекарственных препаратов, в том числе включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, на территории Санкт-Петербурга;

количество зарегистрированных в установленном порядке и выведенных на рынок инновационных лекарственных средств и генериков, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

количество созданных научно-исследовательских центров для обеспечения проведения исследований и внедрения в медицинскую практику лекарственных препаратов;

количество законченных и текущих исследовательских проектов в сфере разработки и технологии производства лекарственных средств;

объем привлеченных частных инвестиций в создание и развитие фармацевтических объектов и организаций;

количество новых рабочих мест для персонала, занятого в сфере производства фармацевтической продукции;

количество привлеченных специалистов высокого международного уровня в сфере создания, разработки технологий и различных исследований лекарственных средств.

2.2. Создание производственной базы

Функционирование кластера невозможно без достаточного объема производственных объектов, способных разместить собственное или контрактное производство. Производственные компании часто обладают собственным набором субстанций и (или) готовых лекарственных форм, недостаточных по количеству наименований и объему выпускаемых партий для полного и эффективного использования мощностей предприятия. В случае наличия у фармацевтических компаний собственных научно-исследовательских подразделений и активной маркетинговой политики их производственные мощности могут быть эффективно загружены через 3-5 лет существования на рынке. В этом промежутке целесообразно привлекать участников фармацевтического рынка для организации контрактного производства.

Наличие производственных объектов с избыточными производственными возможностями или создание современных фармацевтических производств для размещения продуктов кластера или привлечения иностранных фармацевтических компаний является одной из ключевых задач формирования кластера.

Для реализации указанной задачи необходимо осуществить инженерную подготовку территорий для размещения производственных объектов. Бюджетные инвестиции в обеспечение транспортной доступности, электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения составляют комплекс инфраструктурной подготовки для размещения производственного сегмента кластера.

Компактное размещение производственных объектов позволит минимизировать расходы на инженерную подготовку территорий и обеспечить оптимальное использование земельных ресурсов с точки зрения соблюдения санитарно-защитных зон.

Таким образом, важнейшим условием приемлемых сроков развития производственного сегмента кластера являются бюджетные инвестиции в инженерную подготовку наиболее перспективных территорий. Также необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении дополнительных налоговых и таможенных льгот участникам кластера.

Дополнительно должен учитываться имеющийся производственный потенциал Санкт-Петербурга. При соблюдении единых подходов к качеству выпускаемой продукции и кооперации целей с участниками кластера существующие в настоящий момент в Санкт-Петербурге производственные компании должны получить дополнительные возможности и преференции для обеспечения увеличения сбыта производимой продукции и наличия достаточных собственных средств для развития производства.

С учетом сроков инженерной подготовки территорий частным инвесторам целесообразно рассматривать возможность приобретения готовых производственных объектов, не использующихся по назначению, и перепрофилирования таких объектов для целей развития кластера. В таком случае для инвестора сокращаются сроки и затраты на подготовку территории при сохранении возможности получения преференций участника кластера.

2.3. Интеграция сегментов кластера

В настоящий момент участники фармацевтического рынка ведут самостоятельную политику создания и продвижения собственной продукции. Такая практика приводит к увеличению сроков и стоимости вывода на рынок перспективных лекарственных средств. В соответствии с основной целью создания кластера интегрированные усилия участников кластера должны способствовать более успешной реализации продукции по сравнению с самостоятельными действиями.

Географическая локализация сегментов кластера, включая научные учреждения, доклиническую и клиническую базу, современные производственные объекты и экспертные организации, имеет самостоятельную ценность вследствие сокращения временных, логистических и коммуникационных затрат. При этом необходимым условием участия в кластере является готовность участников к совместным согласованным действиям по продвижению (увеличению реализации по сравнению с самостоятельными действиями) продукции кластера. С учетом конкурентного характера отношений участников фармацевтического рынка необходима дополнительная координационная работа для обеспечения эффективности финансовых затрат при создании импортозамещающих лекарственных средств.

До настоящего времени не дано четкого определения понятиям "локальный производитель" и "локальная продукция". Ряд производителей одного и того же лекарственного препарата под разными торговыми наименованиями вынуждены делить рынок, что приводит к сокращению потенциально возможных доходов. Установленное федеральным законодательством требование к государственным заказчикам об указании в конкурсной документации международных непатентованных наименований лекарственных средств дополнительно осложняет работу по продвижению фармацевтической продукции.