ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
Об обращении с отходами в Ленинградской области
(с изменениями на 9 июля 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 августа 2016 года на основании
Закона Ленинградской области от 27 июля 2016 года N 71-оз
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 21 декабря 2010 года N 82-оз (Вести, N 244, 25.12.2010);
Законом Ленинградской области от 9 июля 2012 года N 60-оз (Вести, N 127, 28.07.2012).
____________________________________________________________________
(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
17 февраля 2010 года)
Настоящий областной закон принят в целях предотвращения негативного воздействия отходов на здоровье людей, окружающую среду, обеспечения максимального использования отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, получения энергии, а также в целях экономии природных и материальных ресурсов.
В настоящем областном законе используются следующие основные понятия:
строительные отходы - остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов строительства, образующиеся при строительстве, сносе, разборке, реконструкции, ремонте зданий, сооружений, дорог, инженерных коммуникаций и промышленных объектов;
вторичные материальные ресурсы - отходы, которые могут повторно использоваться после сортировки, дополнительной переработки (обработки);
вторичное сырье - отсортированные, переработанные (обработанные) вторичные материальные ресурсы, которые могут быть использованы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, получения энергии;
переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов;
уничтожение отходов - обработка отходов в целях практически полного прекращения их существования;
производитель отходов - лицо, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, в результате которой образуются отходы;
специально уполномоченные органы государственной власти Ленинградской области в сфере обращения с отходами - органы исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющие функции государственного управления и реализации полномочий Ленинградской области в сфере обращения с отходами;
свалка отходов - несанкционированное размещение отходов сплошным свалочным телом или отдельно расположенными очаговыми навалами отходов объемом более 10 кубических метров и (или) площадью более 200 квадратных метров;
захламленная территория - несанкционированное размещение отходов сплошным свалочным телом или отдельно расположенными очаговыми навалами отходов объемом до 10 кубических метров и (или) площадью до 200 квадратных метров;
утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и (или) обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий;
бытовые отходы - отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения;
мусор - мелкие неоднородные сухие или влажные отходы.
1. Настоящий областной закон принят в соответствии с федеральными законами "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направлен на регулирование отношений в сфере обращения с отходами.
2. Настоящий областной закон устанавливает полномочия органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления Ленинградской области, права и обязанности должностных лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений в сфере обращения с отходами, определяет основные принципы, условия и требования по экологически безопасному, ресурсосберегающему и экономически выгодному обращению с отходами на территории Ленинградской области.
Технологический цикл обращения с отходами - последовательность технологических процессов, завершающихся переработкой и последующим использованием либо захоронением (уничтожением) конкретного отхода.
Технологический цикл обращения с отходами включает в себя появление, сбор и (или) накопление, идентификацию, сортировку (с обезвреживанием), паспортизацию, упаковку и маркировку, транспортирование и складирование, хранение и удаление.
Управление в сфере обращения с отходами на территории Ленинградской области осуществляют органы государственной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области.
1. К полномочиям Законодательного собрания Ленинградской области в сфере обращения с отходами относятся:
принятие областных законов, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами;
определение основных направлений социально-экономической и ресурсно-технической политики в сфере обращения с отходами;
утверждение объемов бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ в сфере обращения с отходами в областном законе об областном бюджете Ленинградской области.
2. К полномочиям Правительства Ленинградской области в сфере обращения с отходами относятся:
принятие нормативных правовых актов Ленинградской области в сфере обращения с отходами;
утверждение долгосрочных целевых программ в сфере обращения с отходами, установление порядка проведения оценки эффективности их реализации и критериев указанной оценки;
организация разработки и реализации долгосрочных целевых программ, предусматривающих использование вторичного сырья и включающих меры, направленные на экономическое стимулирование использования вторичного сырья;
организация и координация деятельности исполнительных органов государственной власти Ленинградской области в сфере обращения с отходами;
определение порядка ведения и организация ведения регионального кадастра отходов Ленинградской области;
иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Правительство Ленинградской области вправе наделять указанными полномочиями формируемые им иные исполнительные органы государственной власти Ленинградской области.
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
3. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
1. Специально уполномоченными органами государственной власти Ленинградской области в сфере обращения с отходами являются: орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и обращением с отходами, орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в сфере государственного экологического надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, иные органы исполнительной власти Ленинградской области (часть в редакции, введенной в действие с 7 августа 2012 года Законом Ленинградской области от 9 июля 2012 года N 60-оз, - см. предыдущую редакцию).
2. Определение органов исполнительной власти Ленинградской области в качестве уполномоченных в сфере обращения с отходами и установление их компетенции осуществляется Правительством Ленинградской области.
3. Орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и обращением с отходами:
участвует в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при обращении с отходами;
осуществляет разработку и реализацию долгосрочных целевых программ в сфере обращения с отходами;
участвует в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере обращения с отходами;
участвует в проведении государственной политики в сфере обращения с отходами на территории Ленинградской области;
осуществляет разработку проектов областных законов и иных нормативных правовых актов Ленинградской области в сфере обращения с отходами, контроль за их исполнением;
участвует в организации обеспечения населения информацией в сфере обращения с отходами;
участвует в формировании перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов;
осуществляет ведение регионального кадастра отходов Ленинградской области;
осуществляет координацию деятельности других специально уполномоченных органов в сфере обращения с отходами.
4. Орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в сфере государственного экологического надзора, государственного надзора в области обращения с отходами (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2012 года Законом Ленинградской области от 9 июля 2012 года N 60-оз, - см. предыдущую редакцию):
осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2012 года Законом Ленинградской области от 9 июля 2012 года N 60-оз, - см. предыдущую редакцию);
принимает решения о мерах по ликвидации и последующей рекультивации объектов размещения отходов, расположенных в местах, где их нахождение не допускается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2012 года Законом Ленинградской области от 9 июля 2012 года N 60-оз, - см. предыдущую редакцию);
обеспечивает выявление нарушений законодательства в сфере обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;
обеспечивает привлечение в установленном порядке индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности за нарушение законодательства в сфере обращения с отходами, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства в сфере обращения с отходами;
обеспечивает согласование порядка осуществления производственного контроля в сфере обращения с отходами по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
1. При выборе метода осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, предпочтение отдается тому методу, который обеспечивает наименьший экологический ущерб окружающей природной среде и способствует экономии материальных ресурсов.
2. Предпочтительными методами обращения с отходами (с учетом социальных, производственно-технологических и ресурсных аспектов) являются:
внедрение безотходных и малоотходных технологий;
очистка и повторное использование отходов в основном процессе;
переработка и использование отходов для иных целей;
обезвреживание;
захоронение.
1. Производители (собственники) отходов, являющиеся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны:
осуществлять деятельность по обращению с отходами только при наличии разрешительной документации (в случаях, когда наличие такой документации является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации);
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений в соответствии с требованиями федерального законодательства (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2012 года Законом Ленинградской области от 9 июля 2012 года N 60-оз, - см. предыдущую редакцию);
в процессе хозяйственной деятельности осуществлять сбор вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке во вторичное сырье, и обеспечивать такую переработку либо осуществлять передачу образовавшихся отходов лицам, осуществляющим деятельность по их переработке;
обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов;
при обращении с отходами разных видов принимать во внимание установленные классы опасности, физические свойства отходов и их агрегатное состояние, содержание в их составе летучих компонентов, особенности последующего жизненного цикла отходов и существующие технологии по их переработке, обезвреживанию, уничтожению;