Стратегическая поддержка соотечественников за рубежом является одним из основных приоритетов и важной составляющей внутренней и внешней политики Российской Федерации.
В результате исторических событий российские соотечественники оказались распределены по различным государственным образованиям. Российская диаспора, вторая по величине в мире, составляет около 30 миллионов человек, из которых около 20 миллионов проживают в странах СНГ и Балтии. Крупнейшее зарубежное этнокультурное образование в силу исторических и политических причин является в значительной степени разобщенным, чему способствует позиция некоторых государств, направленная на ассимиляцию либо маргинализацию российских соотечественников, создание преград на пути их самоорганизации и консолидации.
Положение русскоязычного населения в некоторых странах "ближнего" зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие отношений с указанными государствами. Соотечественники в странах СНГ и Балтии испытывают трудности в реализации гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры.
Серьезную озабоченность вызывает вытеснение русского языка из образовательной, культурной, общественной и повседневной жизни стран, еще недавно являвшихся частью русскоязычного пространства. Общей тенденцией для стран Балтии и СНГ, кроме Белоруссии, является сокращение количества русскоязычных школ (в среднем в 2-3 раза, в некоторых странах в 10 раз) и отрицательная динамика числа тех, кто считает русский язык родным.
Позитивным явлением в развитии русскоязычной диаспоры в последние годы стало формирование социально адаптированной ее части, заинтересованной в сохранении духовных и культурных связей с Россией. При организации системного взаимодействия с частью диаспоры, заинтересованной в экономическом, культурном, информационном сотрудничестве с российскими органами власти и организациями, появляются не только мощный инструмент реализации российских интересов, но и внутренние условия для финансовой, социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры.
В целях консолидации и поддержки российских соотечественников за рубежом на федеральном уровне ведется системная институциональная работа: созданы Правительственная комиссия по работе с соотечественниками за рубежом, специальный департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Реализуется федеральная программа работы с соотечественниками за рубежом, Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Регулярно под эгидой Министерства иностранных дел Российской Федерации проводятся всемирные и региональные конгрессы соотечественников.
Правовую основу действий по поддержке соотечественников составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней и внутренней политики. Основные принципы и цели государственной политики в отношении соотечественников за рубежом закреплены в Федеральном законе от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", в соответствии с которым в работе по поддержке соотечественников за рубежом активно участвуют субъекты Российской Федерации.
Государственная политика в отношении соотечественников за рубежом осуществляется в Ленинградской области в рамках мероприятий культурного, образовательного и информационного характера, особое внимание уделяется взаимодействию с русскоязычным населением в сопредельных приграничных районах Эстонии и Финляндии, связанных с Ленинградской областью тесными историческими, деловыми, культурными, родственными связями.
Проведение регулярных международных гастролей областных театров, международного фестиваля "Славянский кубок", выступлений творческих коллективов Ленинградской области, творческих мастер-классов имеет значительный резонанс в русскоязычной общине за рубежом.
Для педагогов русских школ в Эстонии проводятся конференции по актуальным вопросам обучения русскому языку и воспитания школьников. Разрабатываются курсы повышения квалификации педагогов на базе Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина и дистанционных курсов для детей совместно с Ленинградским областным центром одаренных школьников "Интеллект".
Осуществляется активное сотрудничество с военно-историческими клубами стран СНГ и Балтии. Проводятся военно-исторические реконструкции, посвященные памятным датам российской истории, ведутся совместные поисковые работы.
При необходимости на территории Ленинградской области оказывается экстренная медицинская помощь соотечественникам, проживающим за рубежом.
В последние годы значительно усилилось взаимодействие субъектов малого и среднего бизнеса приграничных районов Эстонии и Ленинградской области. Организуются совместные мероприятия, бизнес-миссии, осуществляются инвестиции коммерческих организаций соотечественников, проживающих за рубежом, в приграничные районы Ленинградской области.
Несмотря на значимость предпринимаемых усилий, мероприятия носят разрозненный и бессистемный характер, органы государственной власти и организации, осуществляющие деятельность по поддержке соотечественников за рубежом, часто испытывают трудности организационного, методического и финансового характера.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и рекомендациями Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России, в целях придания комплексного характера работе постановлением Губернатора Ленинградской области от 6 ноября 2008 года N 234-пг образована комиссия по работе с соотечественниками за рубежом при Правительстве Ленинградской области, которой на основе предложений органов исполни тельной власти Ленинградской области разработаны план работы с соотечественниками за рубежом на 2009 и 2010 годы и проект плана мероприятий долгосрочной целевой программы по осуществлению государственной политики в отношении соотечественников за рубежом.
При подготовке Программы учтены предшествующий опыт Ленинградской области по взаимодействию с российской диаспорой, экономические, социальные, культурные и иные приоритеты и возможности Ленинградской области, хозяйствующих субъектов, образовательных, культурных, научно-исследовательских, общественных и информационных организаций, позволяющие эффективно взаимодействовать с российской диаспорой за рубежом, а также опыт реализации целевых программ других субъектов Российской Федерации.
Программно-целевой подход будет способствовать созданию эффективно действующей модели и разветвленной инфраструктуры взаимодействия Ленинградской области с различными слоями и категориями российской диаспоры за рубежом, позволит задействовать ее внутренние ресурсы, выявить резервы и стать серьезным субъектом экономического и культурного сотрудничества.
Преимуществами программно-целевого подхода к решению задач реализации государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, являются:
повышение эффективности реализуемых мероприятий за счет скоординированности их реализации органами исполнительной власти Ленинградской области;
расширение спектра реализуемых мероприятий за счет скоординированности их реализации органами исполнительной власти Ленинградской области;
наличие конкретных и измеримых результатов оценки реализации мероприятий Программы.
Реализация Программы путем осуществления комплекса конкретных мероприятий по приоритетным направлениям, являющимся составной частью общегосударственной программы помощи соотечественникам за рубежом, позволит укрепить связи Ленинградской области с соотечественниками за рубежом, придаст системный, целенаправленный характер отношениям Ленинградской области с российской диаспорой, обеспечит сотрудничество конкретными механизмами и технологиями.
Реализация Программы будет содействовать процессу консолидации российских соотечественников за рубежом, сохранению русского языка и русской культуры, привлечению экономического, творческого и духовного потенциала соотечественников для укрепления экономического и культурного сотрудничества Ленинградской области с зарубежными партнерами, а также развитию деловых связей хозяйствующих субъектов Ленинградской области с бизнес-структурами соотечественников, проживающих за рубежом.