Недействующий

О проекте областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах" ... (с изменениями на 3 февраля 2010 года) (утратило силу с 26.06.2017 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 19.06.2017 N 228)

1. Оценка состояния минерально-сырьевой базы,
обоснование целей и задач Программы


В настоящее время 70 процентов минерально-сырьевого рынка в Ленинградской области формирует холдинг "Ленстройреконструкция", производящий щебень из строительного камня, объединяющий такие крупные предприятия, как ЗАО "Гранит - Кузнечное", ЗАО "Каменногорское карьероуправление" и другие. Важной отраслью минерально-сырьевого комплекса Ленинградской области является производство цемента и флюса из известняка. Основными предприятиями отрасли являются ОАО "Цесла", ЗАО "Пикалевский цемент", ЗАО "БазэлЦемент - Пикалево" и ООО "Цемент". Имеется 55 заводов по производству железобетонных изделий и конструкций, строительных деталей, асфальта и других изделий, а также несколько десятков добывающих и перерабатывающих предприятий, разрабатывающих месторождения нерудного сырья, в основном для строительной индустрии и производства органических удобрений.

В отличие от других природных ресурсов (водные и лесные ресурсы, животный мир) полезные ископаемые являются невозобновимым ресурсом, после полной отработки месторождения добывающее предприятие подлежит ликвидации или перепрофилированию, поэтому своевременное решение проблем развития минерально-сырьевой базы, в частности, прироста разведанных запасов полезных ископаемых, востребованных на рынке, имеет не только экономическое, но и социальное значение.

Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области включает 26 наименований, важнейшими из которых являются горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых, используемых главным образом для производства строительных материалов и органических удобрений.

Обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых различна в зависимости от вида и освоения месторождений. Имеется острый дефицит разведанных запасов светложгущихся керамических огнеупорных глин, а также кондиционных песков и песчано-гравийного материала на участках недр вблизи строящихся и проектируемых федеральных и областных объектов строительства. Представляется целесообразным с учетом экологических, экономических и других факторов использование морских песков. Обеспеченность другими видами полезных ископаемых, по предварительной оценке, могла бы считаться удовлетворительной, но их освоение во многих случаях затрудняется сложными геологическими условиями, градостроительными и экологическими ограничениями, необходимостью больших затрат на создание инфрастуктуры. Существенные коррективы вносит переоценка некоторых месторождений по критериям рыночной экономики, в ходе которой часть запасов переходит в забалансовые. При освоении месторождений не всегда подтверждается качество утвержденных запасов, например, облицовочного камня, песков строительных и др. Часть месторождений, проявлений и перспективных площадей оказались застроенными, поскольку землеотводы предоставлялись без согласования с геологической службой и Ростехнадзором. По указанным причинам фактическое сокращение балансовых запасов полезных ископаемых достигает 30 и более процентов. Техногенные факторы связаны с загрязнением окружающей среды пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн при добыче строительного камня.

Значительные площади занимают земли под отсевами и отходами как добывающих предприятий, так и предприятий других отраслей.

Исходя из оценки состояния минерально-сырьевой базы следует отметить следующие основные проблемы:

несовершенство действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, в связи с чем не обеспечивается оптимальное изъятие ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов. Отсутствует реальная экономическая ответственность недропользователей за причинение государству ущерба при нерациональном использовании участков недр, за нарушение установленных лицензией условий недропользования, проектов отработки месторождений, стандартов и правил ведения добычных работ;

недостаточность и несовершенство государственного контроля за соблюдением условий недропользования, в связи с чем не обеспечивается необходимый уровень бюджетной и социальной эффективности использования минерального сырья. Массовый характер имеет безлицензионная добыча песков и песчано-гравийного материала вблизи строящихся федеральных и областных объектов;

низкий уровень применяемых технологий добычи и переработки минерального сырья, что в высокой степени оказывает отрицательное воздействие на окружающую природную среду, накопление отсевов и отходов.