Действующий

Об утверждении Положения об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинградской области (с изменениями на 20 мая 2022 года)

3. Организация и проведение аварийно-спасательных работ

3.1. При возникновении чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования единая дежурно-диспетчерская служба соответствующего звена территориальной подсистемы Ленинградской области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Ленинградская областная подсистема РСЧС) оповещает органы управления сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

3.2. На период проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации разворачивается подвижный пункт управления, обеспечивающий устойчивую двухстороннюю связь руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации с руководителями аварийно-спасательных и других неотложных работ на участках (секторах), с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления.

3.3. До ввода основных сил аварийно-спасательных формирований на территорию (объект) в зоне чрезвычайной ситуации силами первого прибывшего к месту чрезвычайной ситуации аварийно-спасательного формирования и взаимодействующих органов управления должна быть проведена комплексная разведка.

3.4. Комплексная разведка проводится с целью получения данных об обстановке, которая сложилась в результате чрезвычайной ситуации.

Основными задачами комплексной разведки являются:

определение состояния маршрутов выдвижения аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) в район проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и на объекты (места) работ;

определение характера и объема аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) на объекты (места) аварийно-спасательных и других неотложных работ;

выявление мест нахождения и состояния пострадавших, их количества, характера и степени поражения, характера блокирования;

определение общего характера и возможного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ;

выявление наличия, характера и масштаба вторичных поражающих факторов, препятствующих ведению аварийно-спасательных работ, характера и объема других неотложных работ;

определение мест, удобных для развертывания пунктов управления, медицинских пунктов, пункта санитарной обработки, подразделений тыла, мест отдыха личного состава;

уточнение обстановки в районе аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе их ведения;

своевременная передача достоверной информации руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации.

3.5. Обследование территории (объекта) в зоне чрезвычайной ситуации проводится в целях определения участков (секторов), объемов, видов и способов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, определения необходимого количества и типов аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

К обследованию в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений).

При отсутствии времени на обследование зоны чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные и другие неотложные работы начинаются по указанию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации с проведением разведки без обследования зоны чрезвычайной ситуации.

3.6. На основании полученных данных комплексной разведки и обследования территории (объекта) в зоне чрезвычайной ситуации разрабатывается и утверждается план проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ с отражением в нем способов действий, очередности проведения работ, расстановки сил, требований безопасности.

Силы и средства аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), создаваемые в соответствии с Положением о территориальной подсистеме Ленинградской области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и распоряжением руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, приступают к ликвидации чрезвычайной ситуации согласно утвержденному плану проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

3.7. Привлечение сил и средств к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности для ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации (региональная, межмуниципальная, муниципальная, локальная).

В первоочередном порядке к аварийно-спасательным и другим неотложным работам привлекаются подразделения (смены) сил постоянной готовности регионального, муниципального и объектового уровней Ленинградской областной подсистемы РСЧС независимо от организационно-правовой формы объекта, находящегося в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия на территории Ленинградской области.

3.8. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) является их поиск и спасение. Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием информации свидетелей, специально подготовленных поисковых собак, специальных поисковых приборов, инструментов прослушивания завалов и т.д.

Места нахождения людей обозначаются, и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке (секторе). Как правило, на одном участке (секторе) спасательные работы проводятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей (при необходимости - по сменам). В случае невозможности выполнить это условие при посменной работе вся информация о ходе спасательных работ передается при пересмене. Смены спасателей, по возможности, организуются поэтапно.

3.9. При возможности в ходе проведения аварийно-спасательных работ с пострадавшими организуется и поддерживается связь.

3.10. Руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации организуются одновременно со спасательными работами первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, истечения аварийно химически опасных веществ и исключению других вторичных поражающих факторов.

3.11. Вывод сил и средств из зоны чрезвычайной ситуации после выполнения аварийно-спасательных работ на участке (секторе) проводится поэтапно и организованно по распоряжению руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.