По данным ежегодного доклада Общественной палаты Российской Федерации, в 2007 году Ленинградская область отнесена по уровню развития институтов гражданского общества к наиболее отстающим регионам Российской Федерации. Количество действующих НКО составило в Ленинградской области 3,6 на 1000 человек.
Основной причиной неразвитости институтов гражданского общества в Ленинградской области явилось отсутствие эффективной системы координации деятельности органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления и некоммерческих организаций, что привело к отстранению некоммерческого сектора от общественных процессов, а также к росту уровня негативного отношения населения к некоммерческим организациям. В настоящее время наблюдаются позитивные структурные изменения во взаимодействии Правительства Ленинградской области и общественных организаций. В апреле 2000 года образован Совет по культуре при Губернаторе Ленинградской области, в апреле 2002 года - консультативный совет по делам ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов при Губернаторе Ленинградской области, в июле 2005 года - молодежный совет при Губернаторе Ленинградской области, в декабре 2006 года - совет по межнациональным отношениям при Губернаторе Ленинградской области. Активно развивается сотрудничество органов исполнительной власти Ленинградской области с общественными организациями. Предложения общественных объединений рассматриваются комиссиями, департаментами и комитетами. В 2007 году в структуре Администрации Ленинградской области образован сектор по работе с партиями и общественными объединениями, целью которого является организация взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления с политическими партиями, профессиональными союзами, общественными организациями и объединениями, религиозными конфессиями.
Наиболее распространенной формой НКО в Ленинградской области являются общественные объединения: общественные организации, общественные движения, общественные фонды. Значительную часть общественных объединений представляют отделения (филиалы) всероссийских или областных организаций. Многие отделения не имеют юридической регистрации, однако играют большую роль в жизни муниципальных районов (организации инвалидов, ветеранов, граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС). Анализ данных о НКО Ленинградской области, в частности их фактического местоположения, показал, что общественные формирования функционируют в крупных городах Ленинградской области, в городских и сельских поселениях общественный сектор отсутствует или ограничен местными религиозными организациями.
Некоммерческий сектор в Ленинградской области в значительной степени разобщен и характеризуется отсутствием устойчивых связей между НКО, большинство из которых не имеет широкой общественной поддержки, постоянных источников финансирования и испытывает трудности с техническим обеспечением деятельности.
Кроме того, отсутствуют эффективные механизмы участия НКО в формировании устойчивой системы стратегического и тактического планирования и реализации задачи повышения качества жизни населения Ленинградской области.