Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения (далее - региональные автомобильные дороги) на 1 января 2009 года составляет 9767,264 км, из них 95,5 проц. - дороги с твердым покрытием. На региональных автомобильных дорогах имеются 570 автодорожных мостов и путепроводных переходов, 12008 водопропускных труб и одна паромная переправа.
Основные региональные автомобильные дороги, дополняющие опорную сеть автомобильных дорог Ленинградской области, выполняют функции связующих звеньев между направлениями федеральных автомагистралей, обслуживают межрайонные и межобластные транспортные связи. Для этой группы автомобильных дорог характерны более низкие технические параметры (в основном соответствующие III и IV техническим категориям). Интенсивность движения на таких региональных автомобильных дорогах составляет 1000-3000 автомобилей в сутки.
На подъездах к Санкт-Петербургу на региональных автомобильных дорогах отмечаются наиболее высокая интенсивность движения (11-19 тыс. автомобилей в сутки), а также наибольшее несоответствие технических параметров автомагистралей и интенсивности движения транспортных потоков.
В период 2003-2008 годов на региональных автомобильных дорогах произошло 9,8 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 1,8 тыс. человек и ранено около 10,0 тыс. человек.
Количество аварий при неблагоприятных дорожных условиях составляет от 4 до 19 проц. от общего числа дорожно-транспортных происшествий.
Анализ финансирования дорожного хозяйства Ленинградской области за период 2001-2008 годов показал острую нехватку средств на проведение ремонта и содержание региональных автомобильных дорог.
В связи с недостаточным финансированием возросло число региональных автомобильных дорог, технические параметры которых не соответствуют существующей интенсивности движения (более 3357 км). На 1 января 2009 года доля региональных автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 63,3 проц. (6182 км).
Наиболее актуальными проблемами дорожного хозяйства Ленинградской области являются:
1) несоответствие технических параметров и уровня инженерного оснащения большинства наиболее загруженных движением региональных автомобильных дорог современным требованиям, а также интенсивности движения транспортных средств. Около 100 км региональных автомобильных дорог работают в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки движением;
2) недоремонт региональных автомобильных дорог (6182 км) вследствие недостаточного финансирования;
3) недостаточный уровень развития сети региональных автомобильных дорог в восточных и северо-восточных районах Ленинградской области, а также в сельской местности, сдерживающий освоение территорий и темпы их социально-экономического развития;
4) отсутствие обходных автомагистралей для вывода транзитного транспорта из Санкт-Петербурга, крупных городов Ленинградской области, отрицательно сказывающееся на условиях и безопасности дорожного движения, создающее значительные социальные и экологические проблемы, а также снижающее привлекательность автодорожных маршрутов для транзитных перевозок;
5) отсутствие дублеров основных въездов в Санкт-Петербург и несоответствие технических параметров въездных магистралей сложившимся размерам транспортных потоков, приводящие к перегрузке региональных автомобильных дорог, особенно в период летних "пиковых" нагрузок;
6) отсутствие усовершенствованного покрытия на региональных автомобильных дорогах (36,6 проц.), затрудняющее круглогодичный проезд транспорта, особенно с большими осевыми нагрузками. В целом по Ленинградской области автомобильные дороги IV и V технических категорий составляют около 66,5 проц.;
7) отсутствие у 882 из 2945 населенных пунктов Ленинградской области связи с сетью региональных автомобильных дорог по дорогам с твердым покрытием;
8) аварийное и неудовлетворительное состояние автодорожных мостов и путепроводных переходов на региональных автомобильных дорогах (из 570 сооружений 128 находятся в аварийном и неудовлетворительном состоянии, кроме того имеется 21 деревянный мост). Техническое состояние автодорожных мостов ухудшается из-за недостаточного целевого финансирования на их содержание и ремонт. Около 50 проц. автодорожных мостов и путепроводных переходов имеют недостаточный по условиям движения габарит проезда, что в сочетании с недостаточной высотой барьерного ограждения значительно снижает пропускную способность и уровень безопасности дорожного движения. 105 автодорожных мостов имеют грузоподъемность, недостаточную для безопасного пропуска современных эксплуатационных нагрузок;
9) наличие на региональных автомобильных дорогах 238 пересечений с железнодорожными путями в одном уровне, а также неудовлетворительное состояние 15 проц. путепроводных переходов через железные дороги.
Для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения Ленинградской области необходимо совершенствование технического состояния региональных автомобильных дорог, формирование новых и развитие существующих транспортных коридоров, обеспечивающих межрегиональные и внутриобластные транспортные связи.
При разработке Программы:
проведен анализ современного состояния дорожной сети и дорожного хозяйства Ленинградской области;
разработан прогноз социально-экономического и транспортного развития Ленинградской области с целью выявления перспективных нагрузок на дорожную сеть;
определена стратегия совершенствования и развития региональных автомобильных дорог с целью повышения эффективности и надежности работы дорожного комплекса Ленинградской области;
определены необходимые объемы работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорожной сети Ленинградской области;
определены работы по совершенствованию и развитию дорожной сети Ленинградской области;
обоснованы сроки, объемы и источники финансирования мероприятий Программы;
сформированы:
перечни региональных автомобильных дорог и автодорожных мостов, рекомендуемых к строительству и реконструкции,
перечень региональных автомобильных дорог и автодорожных мостов, намечаемых к ремонту,