4.1. Эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации определяется условиями возникновения и развития чрезвычайной ситуации, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
При получении достоверного прогноза возникновения чрезвычайной ситуации в целях обеспечения организованного вывода (вывоза) из зоны чрезвычайной ситуации пострадавшего населения, сельскохозяйственных животных и кормов, материальных и культурных ценностей проводятся следующие подготовительные мероприятия:
а) приведение в готовность эвакуационных органов и уточнение порядка их работы;
б) уточнение численности и порядка эвакуации населения, сельскохозяйственных животных и кормов, материальных и культурных ценностей;
в) распределение транспортных средств по пунктам посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;
г) подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;
д) подготовка к развертыванию сборных эвакуационных пунктов, пунктов посадки и высадки эвакуируемого населения;
е) проверка готовности системы оповещения и связи;
ж) приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.
4.2. Решение на проведение эвакуации населения при аварии на радиационно опасном объекте принимается на основании прогнозируемой радиационной обстановки. Радиус зоны эвакуации определяется в зависимости от типа аварийного реактора. Эвакуация населения осуществляется в два этапа:
первый этап - эвакуируемое население доставляется от мест посадки на транспорт до промежуточного пункта эвакуации, расположенного на границе зоны возможного радиоактивного загрязнения;
второй этап - эвакуируемое население выводится из промежуточного пункта эвакуации в запланированные места временного размещения.
Загрязненный транспорт используется только на загрязненной территории. Для вывоза населения из радиоактивной зоны применяется крытый транспорт, имеющий защитные свойства.
4.3. В случае аварии на химически опасных объектах проводится экстренный вывод (вывоз) населения, оказавшегося в зоне заражения, за границы распространения зараженного облака. Население, проживающее в непосредственной близости от химически опасного объекта, ввиду быстрого распространения зараженного облака не выводится из опасной зоны, а укрывается в зданиях и сооружениях с соблюдением герметизации помещений и использованием средств индивидуальной защиты.
4.4. Эвакуация населения из зоны катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений, повышения уровня воды в паводковый период в реках и других водоемах.
При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения проводится упреждающая эвакуация из зоны четырехчасового добегания волны прорыва в места временного размещения.
4.5. В целях создания условий для проведения эвакуации планируются и осуществляются следующие мероприятия: транспортное и медицинское обеспечение, охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, инженерное, материально-техническое обеспечение, обеспечение связи и оповещения, разведка.
Продолжительность пребывания эвакуируемого населения в районах временного размещения может составлять от нескольких часов до нескольких суток.
Подготовка и проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению эвакуируемого населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ленинградской области и соответствующими комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, на которые возлагаются следующие задачи:
а) уточнение численности населения и объемов потребности в продукции (услугах) первоочередного жизнеобеспечения;
б) организация подготовки района временного проживания к приему пострадавшего населения и обеспечение необходимыми коммунально-бытовыми и другими видами услуг;
в) руководство работами по первоочередному жизнеобеспечению населения;
г) определение приоритетных видов первоочередного жизнеобеспечения;
д) организация оперативного обмена информацией и устойчивого управления силами и средствами, привлеченными к проведению мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
е) организация непрерывного взаимодействия служб жизнеобеспечения, привлеченных сил и средств военного командования и других ведомств;
ж) уточнение мест размещения баз и складов для снабжения продукцией первоочередного жизнеобеспечения и обеспечения необходимыми услугами населения, эвакуируемого в районы временного проживания;
з) организация размещения временных городков с предоставлением необходимых коммунально-бытовых и других видов услуг при недостатке жилого фонда в районах временного проживания пострадавшего населения;
и) определение потребности в финансовых средствах из резервного фонда Правительства Ленинградской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий или подготовка заявки на оказание финансовой (материально-технической) помощи в Правительство Российской Федерации.