В 2008 году на основании распоряжения Губернатора Челябинской области от 18.04.2008 года N 520-р "О создании рабочей группы" была разработана Областная целевая программа "Леса" на 2009 - 2013 годы.
Указанная программа направлена на решение следующих задач: сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов Челябинской области; поддержание состава и структуры лесного фонда; создание оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира; обеспечение охраны лесов от пожаров, защита их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов.
Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов проводилась с учетом этой программы.
Источниками поступления доходов от использования лесов Челябинской области в прогнозе до 2017 года будут являться следующие:
- заготовка древесины - 81,6 %;
- выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых - 2,8 %;
- осуществление рекреационной деятельности - 14,6 %;
- строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов - 0,8 %;
- осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства - 0,2 %.
Поступления доходов от частных инвесторов не планируются в связи с отсутствием инвесторов в лесном секторе экономики области.
Структура доходов от использования лесов Челябинской области по источникам представлена на рисунке 1.56.
Показатель доходов | Доля, % |
Заготовка древесины с учетом промежуточного пользования | 81,6 |
Осуществление рекреационной деятельности | 14,6 |
Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых | 2,8 |
Строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов | 0,8 |
Ведение охотничьего хозяйства и ведение сельского хозяйства | 0,2 |
Рисунок 3.1. Структура доходов от использования лесов Челябинской области в 2008 - 2017 гг.
Общая сумма дохода от использования лесов за 2008 - 2017 гг. составит 1762,5 млн. руб., темп роста доходов в 2017 году к уровню 2008 года составит 2,7 раза.
Основная часть доходов приходится на доходы от использования лесов для заготовки древесины. При планировании использования лесов для заготовки древесины в ее структуру входят: аренда лесных участков, аукционы, древесина, отпускаемая по договорам купли-продажи для бюджетного сектора и нужд населения.
Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, определены на основании: минимальных ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310), индекса роста минимальных ставок (в соответствии с пояснениями к расчету целевых прогнозных показателей по плате за использование лесов на 2008 - 2010 гг.; в 2008 - коэффициент 1,15, в 2009 - коэффициент 1,3. С 2009 года коэффициенты не изменялись. Коэффициент соотношения отпускных и минимальных ставок принимается в размере 151,5 % ежегодно. Расчет доходов от использования недревесных ресурсов и аренды земель лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, выполнен по прогнозным ставкам и объемам лесопользования. Индексы роста минимальных ставок за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) или за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности (в соответствии с пояснениями к расчету целевых прогнозных показателей по плате за использование лесов на 2008 - 2010 гг.), составят: в 2008 - коэффициент 1,07, в 2009 - коэффициент 1,13, в 2010 - коэффициент 1,13, в 2011 - коэффициент 1,13.
Стоимость 1 куб. м древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации, приведена в таблице 1.140.
Прогнозные доходы бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий лесного плана Челябинской области по источникам в 2008 - 2017 гг. приведены в приложении 23.
Доходы лесного хозяйства складываются из сумм платежей, поступающих в бюджетную систему от использования лесов, а также средств бюджета Челябинской области и арендаторов, направляемых на реализацию мероприятий лесного плана.
В таблице 3.1 приведены доходы от средств бюджета Челябинской области и иных источников.
Расходы на выполнение запланированных мероприятий лесного плана приведены в таблице 3.2, 3.3, 3.4.
Таблица 3.1