2.4.1. Планируемое развитие лесозаготовительного, деревообрабатывающего, целлюлозно-бумажного и иного производства, использующего древесину
В Челябинской области в силу специфики расположения и природно-климатических факторов нет сырьевой базы для крупного производства, использующего древесину, эксплуатационные леса составляют только 21,5 % лесного фонда. В связи с этим реализация крупных инвестиционных проектов не планируется.
На территории Челябинской области предприятиями лесопромышленного комплекса запланированы следующие мероприятия, направленные на развитие производства.
ООО "Катавлесхоз" планирует увеличение объема заготовки древесины с 8,0 тыс. куб. м (2007 год) до 49 тыс. куб. м (2008 и последующие годы). Планируется приобретение лесозаготовительной техники в 2008 - 2012 годах: трелевочные тракторы, лесовозы, лесовозные прицепы, бульдозеры, оборудование для лесовосстановления. Прогнозируется рост численности с 87 человек (2007 год) до 250 человек (2013 год). В 2010 году начнется строительство цеха погонажных изделий.
ИП Бочаров В.М. планирует увеличение заготовки древесины с 7,2 тыс. куб. м (2007 год) до 8,0 тыс. куб. м (начиная с 2009 по 2017 год). Объем переработки древесины вырастет с 0,5 тыс. куб. м (2007 год) до 1,5 тыс. куб. м (2017 год). Планируется с 2011 года осуществлять глубокую переработку древесины. В 2012 году - строительство сушильных камер.
ООО "Ураллеспром" объемы заготовок и переработки увеличивать не планирует, они составляют 24,0 тыс. куб. м. Планируется увеличение численности работников с 150 человек (2007 год) до 200 человек (2011 год и в дальнейшем до 2017 года). В 2008 году планируется установка пилорамы р-63-4Б, в 2009 году - пилорамы WOOD-Mizer, в 2011 году - приобретение лесовоза Урал, трактора ТТ-4. В 2013 году предполагается установка линии по переработке опилок.
ООО "Лесотехнический сервис" планирует увеличение объемов заготовки древесины с 7,1 тыс. куб. м (2007 год) до 17,9 тыс. куб. м (ежегодно, начиная с 2008 года). Запланированный рост объемов переработки составит с 6,0 тыс. куб. м (2007 год) до 9,0 тыс. куб. м (2008 год), а в дальнейшем до 17,9 тыс. куб. м ежегодно. Планируется увеличение численности работников с 57 человек (2007 год) до 120 человек (2017 год). Планируется запуск новой сушильной камеры. Расширение производственных площадей за счет устройства нижнего склада в д. Верх-Катавка, строительство угольных печей.
ИП Козлов В.Н. планирует увеличение заготовки древесины в 2,5 раза с 20,0 куб. м (2008 год) до 50,0 куб. м. Всю заготовляемую древесину планируется перерабатываться. Численность работников увеличится с 15 человек (2008 год) до 30 человек (2010 год и в дальнейшем). Планируется приобрести оборудование для производства евровагонки (2008 год), оборудование для производства древесно-стружечных плит (2008 год), древесно-волокнистых плит (2009 год), оборудование по производству топливных брикетов (2010 год).
ЗАО Фабрика специальных столярных изделий "Краснодеревщик" планирует запуск фабрики клееной фанеры, новой производственной площадки, инсталляцию оборудования. Объем инвестиций в 2008 - 2017 гг. превысит 450 млн. руб.
ООО "Челябобллескомплект" планирует изготовление древесно-стружечных плит с объемом инвестиций свыше 500 млн. руб.
ООО "Златлес" планирует создание лесоперерабатывающей инфраструктуры с объемом заготовки древесины 30,0 тыс. куб. м.
ЗАО "ЭКОДОМ-Уфалей" Челябинский комбинат малоэтажного домостроения. Объем инвестиций в 2008 - 2015 гг. превысит 350 млн. руб.
Реализация инвестиционных проектов приведет к росту объемов производства, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению налоговых выплат в бюджетную систему Российской Федерации.
2.4.2. Планируемые изменения спроса на древесину
Расчет изменения спроса на древесину основывается на следующих положениях:
1. Спрос на древесину со стороны населения не изменится;
2. Существующие арендаторы продолжат древесинопользование на прежнем уровне;
3. Реализация древесины на корню через лесные торги может измениться незначительно за счет банкротства существующих и возникновения новых предприятий.
4. Спрос может увеличиться значительно за счет внедрения крупных инвестиционных проектов.
В результате реализации инвестиционных проектов планируется увеличить объемы рубок за счет вовлечения в рубку низко- и мелкотоварной древесины от рубок прореживания, прочисток, санитарных рубок, уборки захламленности.
На потребительском рынке планируется повышение спроса на продукцию глубокой переработки и его снижение на необработанную древесину.
2.4.3. Повышение точности учета ресурсов древесины, обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства
Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства. Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (2006) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и Челябинской области.
Главными документами в обеспечении контроля за соблюдением лесного законодательства на территории Челябинской области являются:
- Лесной кодекс Российской Федерации (2006);
Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации (2006) государственный лесной контроль и надзор находятся в ведении органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83.
В границах образованных лесничеств осуществление управленческих и административных функций возложено на территориальные отделы и участковые лесничества.