Недействующий

О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 1984 года N 315

О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик в соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование системы профессионально-технического образования как основной формы планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров, повышать ее роль в осуществлении перехода к всеобщему профессиональному обучению молодежи.

Усилить идейно-политическую направленность учебно-воспитательного процесса в профессионально-технических учебных заведениях. Формировать у учащихся марксистско-ленинское мировоззрение, стойкие материалистические представления, непримиримость к любым проявлениям враждебной идеологии. Добиваться, чтобы каждый будущий молодой рабочий воспитывался как гражданин социалистического общества, патриот и интернационалист, активный строитель коммунизма, рачительный хозяин с присущими рабочему классу революционной идеологией, моралью, интересами, коллективистской психологией, высокой культурой труда, поведения и быта.

Направлять усилия инженерно-педагогических коллективов, всех работников профессионально-технического образования на овладение учащимися глубокими и прочными знаниями, на выработку у них современного экономического мышления, высокого профессионального мастерства, творческого отношения к труду. Обратить особое внимание на подготовку квалифицированных рабочих для создания и эксплуатации новой техники, автоматизированных производств с применением компьютеров, роботов, микропроцессорных средств и гибких технологий.

2. Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и Советам Министров союзных республик реорганизовать в 1984 году существующие профессионально-технические учебные заведения в единый тип - среднее профессионально-техническое училище с соответствующими отделениями по профессиям и срокам обучения в зависимости от уровня образования поступающих.

Средние профессионально-технические училища осуществляют подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием из числа молодежи, окончившей неполную среднюю школу, как правило, со сроком обучения 3 года и выпускников средней общеобразовательной школы с дифференцированными сроками обучения до 1 года с учетом их трудовой подготовки и сложности профессий. В средних профессионально-технических училищах могут создаваться отдельные группы для молодежи, не получающей по разным причинам среднего образования, филиалы, вечерние (сменные) отделения, а также может осуществляться переподготовка рабочих кадров.

Сохранить за учащимися и работниками этих профессионально-технических училищ ранее установленные в соответствующих учебных заведениях профессионально-технического образования льготы, преимущества и условия материального обеспечения.

Поручить Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Министерству юстиции СССР и ВЦСПС внести в Совет Министров СССР предложения по унификации законодательства о льготах и об условиях материального обеспечения учащихся и работников профессионально-технических учебных заведений.

Средние профессионально-технические училища создаются в установленном порядке на базе производственных объединений, предприятий, строек, организаций с численностью работников 2 тыс.человек и более, а в сельской местности, как правило, - в каждом административном районе и входят в состав районного агропромышленного объединения. Для предприятий с меньшей численностью работников училища могут создаваться на основе отраслевой и межведомственной кооперации.

Министерствам, имеющим в своем ведении профессиональные (профессионально-технические) училища, осуществляющие подготовку рабочих кадров, завершить в 1984-1986 годах передачу этих училищ в систему Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию.

3. Повысить роль Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в осуществлении единой государственной политики в подготовке квалифицированных рабочих, предоставив ему право определять в установленном порядке перечень профессий, по которым может проводиться подготовка рабочих во всех учебных заведениях и на производстве, устанавливать единый, обязательный для всех министерств, ведомств и других организаций, осуществляющих профессиональное обучение, уровень содержания этого обучения, порядок аттестации и присвоения квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих, а также право контроля за соблюдением требований, предъявляемых к подготовке рабочих.

Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию совместно с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством высшего и среднего специального образования СССР, ВЦСПС, другими министерствами и ведомствами СССР разработать и утвердить в 1984-1985 годах перечень профессий и специальностей для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях, непосредственно на производстве.

4. Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию с участием заинтересованных министерств и ведомств разработать в 1985-1987 годах учебные планы, а также программы по специальным предметам и на их основе подготовить новые учебники для средних профессионально-технических училищ. Обеспечить высокий научный уровень и доступность содержания каждого учебного предмета, устранив излишне усложненный и второстепенный материал. Предусмотреть в них также усиление преемственности в обучении и воспитании учащихся профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ, политехнической направленности, более глубокое изучение технических, агрономических и других специальных дисциплин, раскрывающих тенденции и перспективы научно-технического прогресса.

Принять меры к повышению уровня общеобразовательной подготовки, обеспечению прочного овладения основами наук, улучшению качества знаний учащихся в соответствии с едиными требованиями к общему среднему образованию, теснее увязывать преподавание общеобразовательных предметов с получаемой профессией. Улучшить изучение наряду с родным языком русского языка. Вводить с учетом интересов учащихся факультативные и кружковые занятия, шире практиковать лабораторные и самостоятельные работы.

Особое внимание уделять комплексному педагогическому обеспечению учебно-воспитательного процесса, созданию учебно-методических пособий и дидактических средств обучения. Разработать учебные пособия для учащихся по общеобразовательным предметам, отражающие содержание профессиональной подготовки по соответствующим группам профессий.

5. Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам повысить уровень профессиональной подготовки учащихся, и прежде всего их производственного обучения. Добиваться более глубокого и полного соединения обучения с производительным трудом учащихся, шире практиковать производственное обучение на выпуске полезной продукции, выполнении сложных видов работ, как правило, по заказам базовых предприятий. Обеспечить прочное овладение учащимися практическими навыками и умением эффективно использовать новую технику и технологию, опытом новаторов производства.

Проводить производственное обучение и производственную практику учащихся профессионально-технических училищ в составе лучших бригад и звеньев под руководством передовиков, новаторов производства, ветеранов труда и опытных наставников. Повысить ответственность руководителей предприятий, учреждений и организаций за проведение производственного обучения учащихся профессионально-технических училищ.

Учащиеся профессионально-технических учебных заведений во время производственной практики в списочный состав работников предприятий и организаций не включаются. Разрешить выплачивать учащимся средних профессионально-технических училищ не менее 50 процентов сумм, заработанных ими в период производственного обучения и производственной практики. Оплата за переработку норм выработки и премии выплачиваются учащимся, проходящим производственную практику в составе бригад, непосредственно на производстве.

6. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам, Советам Министров союзных республик предусматривать в проектах пятилетних и годовых планов экономического и социального развития постепенное увеличение (в перспективе примерно вдвое) приема в средние профессионально-технические училища выпускников неполной средней школы с учетом потребностей народного хозяйства в рабочих кадрах, особенностей отдельных регионов, города и села.

В этих целях всемерно укреплять учебно-материальную базу средних профессионально-технических училищ, повышать их авторитет, улучшать учебно-воспитательный процесс и качество общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих молодых рабочих. Особое внимание уделять организации профессиональной ориентации молодежи.

Органам профессионально-технического образования расширять связи с общеобразовательными школами, трудовыми коллективами, с родителями.

Базовым предприятиям принимать активное участие в комплектовании профессионально-технических учебных заведений учащимися.