Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ

Характеристика проблемы


Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации и, соответственно, Ивановской области является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.

Жилищно-коммунальное хозяйство Ивановской области - это целый круг проблем, обусловленный спецификой региона. В советские времена регион был главным текстильным цехом страны, более сорока предприятий долгие годы являлись гордостью области, главным налогоплательщиком. И почти каждое из них выполняло градообразующие функции. В начале девяностых они оказались не просто в трудном, а отчаянном положении: не было сырья - с распадом СССР эта база оказалась за границей, в Узбекистане, остро недоставало оборотных средств. Естественно, что при проведении экономических реформ в жилищно-коммунальной отрасли большая часть объектов была передана в муниципальную собственность в крайне неудовлетворительном состоянии, ведь сфера ЖКХ становилась все более дотационной, а бюджетное финансирование сильно отставало от потребности. Либерализация цен на жилищно-коммунальные услуги не в полной мере соответствовала необходимому уровню, резкое же повышение тарифов в нашей области было просто невозможно.

Следствием всего этого стало сложное экономическое состояние большинства предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

По состоянию на 01.07.2006 114 предприятий осуществляют экономическую деятельность по предоставлению коммунальных услуг. Из них 95 имеют муниципальную форму собственности, или 83,3% от общего количества, 4 - государственную, или соответственно 3,5% от общего количества, и 15 предприятий являются частной собственностью, или 13,2% от общего количества предприятий.

В 2005 году общий объем услуг составил 7,4 млрд. рублей, что превысило уровень 2004 года на 12,8%, получено прибыли 241,9 млн. рублей. Однако 53 предприятия сработали с убытками, сумма которых составила 170,1 млн. рублей. Убыточными, в основном, остаются многоотраслевые производственные объединения. Основная причина - установление тарифов на услуги ниже их себестоимости.

Дебиторская задолженность за 2005 год возросла на 191,7 млн. рублей и составила 1871,2 млн. рублей, в том числе просроченная задолженность населения - 356,8 млн. рублей.

Кредиторская задолженность увеличилась на 200,8 млн. рублей и составляет 2090,3 млн. рублей.

Уровень износа основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры Ивановской области на 01.01.2006 составил в среднем 58 процентов (в целом по России - 60 процентов); износ котельных - 51 процент (в целом по России - 55 процентов), сетей водопровода - 68 процентов (в целом по России - 65 процентов), сетей канализации - 65 процентов (в целом по России - 63 процента), тепловых сетей - 64 процента (в целом по России - 63 процента), электрических сетей - 66 процентов (в целом по России - 58 процентов).

Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры их минимальным потребностям.

Причинами наличия нерешенных проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве Ивановской области являются:

высокий уровень износа объектов и систем коммунальной инфраструктуры, их технологическая отсталость;

низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики;

преобладание административных методов хозяйствования;

низкая эффективность использования бюджетных средств;

недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса;

отсутствие привлечения средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.

Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным их потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.

Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.

По данным государственного статистического наблюдения, в 2005 году удельный вес потерь тепловой энергии в общем количестве поданного в сеть тепла в среднем по области составил 8,2 процента. В то же время в 16-ти муниципальных районах и городских округах данный показатель значительно превысил средний по области. В Тейковском муниципальном районе потери тепловой энергии составили 34,4 процента, что эквивалентно сжиганию 3431,4 тонны условного топлива в год, в Комсомольском муниципальном районе - 21,9 процента, или 1906,7 тонны условного топлива, в Родниковском муниципальном районе - 18,6 процента, или 1455,3 тонны условного топлива, в Гаврилово-Посадском муниципальной районе - 18,0 процента, или 10718,6 тонны условного топлива, и т.д.

Ветхое состояние тепловых сетей чаще всего становится причиной отключения энергоснабжения домов в зимний период.

Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения в ряде муниципальных образований достигают в среднем 20 процентов поданной в сеть воды.

Существует дефицит в обеспечении населения Ивановской области питьевой водой нормативного качества.

Водопроводы с забором воды из поверхностных источников не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полное обеззараживание и очистку воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству питьевой воды.

Большая часть водопроводов с забором воды из подземных источников также не имеет необходимого комплекса очистных сооружений для обезжелезивания воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству питьевой воды.

Загрязнение окружающей среды связано и с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Все канализационные очистные сооружения, находящиеся в эксплуатации, нуждаются в реконструкции.

При этом стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.