Действующий

О Концепции развития охотничьего и рыбного хозяйства Ивановской области на 2006-2010 годы




Приложение
к распоряжению Правительства  Ивановской области
от  23 июня 2006 года N 131-рп

КОНЦЕПЦИЯ
развития охотничьего и рыбного хозяйства Ивановской области на 2006-2010 годы


I. Введение

Охота и рыболовство являются одним из видов пользования животным миром и регулируются федеральными законами «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и др.

Пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира. Право пользования землей и другими природными ресурсами отделено от права пользования животным миром.

Охотничье и рыбное хозяйство как вид пользования животным миром многофункционально. Оно ведется в целях получения продукции (пушнины, мяса, рыбы, лекарственно-технического сырья и т.д.), предоставления услуг в виде самой охоты и рыбалки и имеет эстетический, социальный и экологический аспекты.

Опыт последних лет работы показал, что существующие методы управления и пользования животным миром в Ивановской области нуждаются в совершенствовании, накопилось множество проблем в охотничьем и рыбном хозяйстве, среди которых выделяются следующие:

1. Несовершенство и слабость законодательной базы в сфере регулирования охоты и рыболовства. Существующие законы, подзаконные акты, договоры не обеспечивают эффективной защиты объектов животного мира от их неорганизованного использования. В некоторых районах в нарушение законов происходит нелегальное перераспределение охотугодий. В результате комплекса отрицательных факторов, а также чрезмерного использования ресурсов численность основных охотничьих видов (особенно копытных животных) стала сокращаться.


2. Несовершенство механизма государственного управления в области охоты и рыболовства. Основная часть охотничьих угодий на территории административных районов Ивановской области, связанных с содержанием и ведением охотничьих хозяйств, выведена из экономической сферы государственного областного управления. В 2005 году изменена система управления охотничьим хозяйством (ликвидированы региональные охотуправления), что привело к нарушению принципов регулирования и использования объектов животного мира, складывающихся десятилетиями, разрушена материально-техническая база охотничьего хозяйства. На сегодня не удается сдержать рост браконьерства, меры по пресечению незаконной охоты не эффективны.

Указанные проблемы и масса других вопросов в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира указывают на необходимость разработки документов стратегического планирования (Концепции) в целях принятия обоснованных решений, разработки согласованных программ, законов и динамического развития охотничьего и рыбного хозяйства  Ивановской области.


II. Состояние охотничьих и водных биологических ресурсов Ивановской области и их использование


1. Ивановская область обладает значительными охотничьими ресурсами. Площадь охотничьих угодий составляет 20,5 тыс. кв. км, в области действуют 3 самостоятельных охотпользователя  и общества. В охотничьих угодьях обитают ценные виды охотничье-промысловых зверей и птиц (лось, кабан, медведь, лиса, заяц, бобр, глухарь, тетерев, рябчик, утка, гусь и др.). Кормовые условия этих угодий позволяют поддерживать высокую плотность охотничьих животных. Крупнейшим пользователем является «Ивановская областная общественная организация охотников и рыболовов», осуществляющая пользование на 93% охотничьих угодий.


2. Ивановская область обладает высоким рыбохозяйственным потенциалом. На территории области протекает около 1700 рек и ручьев общей протяженностью 4662 км (из них 183 имеют протяженность более 10 км), имеется 52 озера общей площадью 1877 га (наиболее крупные: озеро Рубское (297 га), озеро Святое (278 га), 95 водохранилищ, самыми крупными из которых являются Горьковское (площадь на территории области 56,6 тыс. га)  и Уводьское площадью 1,26 тыс.га. В водоемах обитают ценные виды рыб (стерлядь, судак, лещ, щука и др.). На территории области существует уникальный для центрального региона федеральный имущественный комплекс -  рыбопитомник «Востринский» общей площадью прудов более 100 га. Рыбопитомник предназначен для выращивания молоди ценных рыбопромысловых видов рыб. Промысловый лов рыбы ведется более 20 рыбопромысловыми бригадами, за которыми закреплено свыше 50 тыс. га водных площадей. Ежегодное освоение квоты товарной рыбы промысловыми бригадами составляет порядка 200 тонн.

Однако имеющиеся ресурсы используются очень слабо. Рыбохозяйственные бригады и организации находятся в сложном экономическом положении, особенно это относится к рыбоводным хозяйствам (в первую очередь государственный рыбопитомник «Востринский»), которые не в состоянии приобретать дорогостоящие корма, оборудования, нести затраты на электроэнергию и др., в результате чего предприятия практически прекратили основную деятельность. Из-за недостатка финансирования ухудшилась охрана охотничьих угодий, водоемов, рыбокомплексов. Сократились объемы мероприятий по воспроизводству охотничьих животных, рыбоводно-мелиоративных работ, прекратились зарыбления водоемов.


III. Основные задачи Концепции


Настоящая Концепция направлена на решение следующих основных задач:

1. Разработка и принятие областной целевой программы развития охотничьего и рыбного хозяйства.


2. Разработка и принятие областного закона, регулирующего отношения в области охоты, охраны и использования охотничьих животных, ведения охотничьего хозяйства,  правил охоты, отвечающих требованиям федерального законодательства.


3. Разработка и принятие областного закона, регулирующего отношения в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и ведения рыбного хозяйства.


4. Увеличение бюджетного финансирования мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих животных и водных биологических ресурсов, в том числе с привлечением средств федерального бюджета.


5. Создание благоприятного инвестиционного климата в охотхозяйственной и рыбохозяйственной отраслях путем привлечения частного бизнеса для создания разноплановых охотничьих и рыбных хозяйств и предоставления населению широкого спектра услуг, связанных с охотой и рыболовством. Обеспечение равновесия прав граждан, индивидуальных предпринимателей, клубов и организаций на ведение охотничьего и рыбного хозяйства.


6. Усиление влияния органов государственной власти Ивановской области на формирование эффективных механизмов охраны и воспроизводства охотничьих животных и водных биологических ресурсов, а также регулирования охоты и рыболовства.


7. Усиление мер по пресечению незаконной добычи основных видов охотничьих животных и водных биологических ресурсов.


8. Увеличение численности основных видов охотничьих животных.


9. Восстановление материально-технической базы охотничьих и рыбных хозяйств.

IV. Государственная политика в области охотничьего и рыбного хозяйства


1. Основные принципы государственной политики


Государственная политика в области охотничьего и рыбного хозяйства основывается на следующих принципах:
1.1. право всех граждан и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности заниматься охотой, рыболовством и ведением охотничьего и рыбного хозяйства;

1.2. сохранение приоритета роли органов местного самоуправления и интересов населения, постоянно проживающего на данной территории, при организации и ведении охотничьего и рыбного хозяйства;

1.3. сохранение исторического наследия и опыта, традиций в области охоты и рыболовства;