ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 23 июня 2006 года N 131-рп
г. Иваново


О Концепции развития охотничьего и рыбного хозяйства Ивановской области на 2006-2010 годы



В целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира области, повышения продуктивности рыбного хозяйства, увеличения численности охотничьих животных, а также повышения уровня культуры охоты и рыболовства:

1. Одобрить Концепцию развития охотничьего и рыбного хозяйства  Ивановской области на 2006-2010 годы (прилагается).


2. Контроль за разработкой указанных в Концепции проектов законодательных и иных нормативных правовых актов и организацию выполнения настоящего распоряжения возложить на Департамент землепользования и природных ресурсов Ивановской области (Петров Н.Е.).

ГУБЕРНАТОР
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
М.А. МЕНЬ




Приложение
к распоряжению Правительства  Ивановской области
от  23 июня 2006 года N 131-рп

КОНЦЕПЦИЯ
развития охотничьего и рыбного хозяйства Ивановской области на 2006-2010 годы


I. Введение

Охота и рыболовство являются одним из видов пользования животным миром и регулируются федеральными законами «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и др.

Пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира. Право пользования землей и другими природными ресурсами отделено от права пользования животным миром.

Охотничье и рыбное хозяйство как вид пользования животным миром многофункционально. Оно ведется в целях получения продукции (пушнины, мяса, рыбы, лекарственно-технического сырья и т.д.), предоставления услуг в виде самой охоты и рыбалки и имеет эстетический, социальный и экологический аспекты.

Опыт последних лет работы показал, что существующие методы управления и пользования животным миром в Ивановской области нуждаются в совершенствовании, накопилось множество проблем в охотничьем и рыбном хозяйстве, среди которых выделяются следующие:

1. Несовершенство и слабость законодательной базы в сфере регулирования охоты и рыболовства. Существующие законы, подзаконные акты, договоры не обеспечивают эффективной защиты объектов животного мира от их неорганизованного использования. В некоторых районах в нарушение законов происходит нелегальное перераспределение охотугодий. В результате комплекса отрицательных факторов, а также чрезмерного использования ресурсов численность основных охотничьих видов (особенно копытных животных) стала сокращаться.


2. Несовершенство механизма государственного управления в области охоты и рыболовства. Основная часть охотничьих угодий на территории административных районов Ивановской области, связанных с содержанием и ведением охотничьих хозяйств, выведена из экономической сферы государственного областного управления. В 2005 году изменена система управления охотничьим хозяйством (ликвидированы региональные охотуправления), что привело к нарушению принципов регулирования и использования объектов животного мира, складывающихся десятилетиями, разрушена материально-техническая база охотничьего хозяйства. На сегодня не удается сдержать рост браконьерства, меры по пресечению незаконной охоты не эффективны.

Указанные проблемы и масса других вопросов в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира указывают на необходимость разработки документов стратегического планирования (Концепции) в целях принятия обоснованных решений, разработки согласованных программ, законов и динамического развития охотничьего и рыбного хозяйства  Ивановской области.


II. Состояние охотничьих и водных биологических ресурсов Ивановской области и их использование


1. Ивановская область обладает значительными охотничьими ресурсами. Площадь охотничьих угодий составляет 20,5 тыс. кв. км, в области действуют 3 самостоятельных охотпользователя  и общества. В охотничьих угодьях обитают ценные виды охотничье-промысловых зверей и птиц (лось, кабан, медведь, лиса, заяц, бобр, глухарь, тетерев, рябчик, утка, гусь и др.). Кормовые условия этих угодий позволяют поддерживать высокую плотность охотничьих животных. Крупнейшим пользователем является «Ивановская областная общественная организация охотников и рыболовов», осуществляющая пользование на 93% охотничьих угодий.


2. Ивановская область обладает высоким рыбохозяйственным потенциалом. На территории области протекает около 1700 рек и ручьев общей протяженностью 4662 км (из них 183 имеют протяженность более 10 км), имеется 52 озера общей площадью 1877 га (наиболее крупные: озеро Рубское (297 га), озеро Святое (278 га), 95 водохранилищ, самыми крупными из которых являются Горьковское (площадь на территории области 56,6 тыс. га)  и Уводьское площадью 1,26 тыс.га. В водоемах обитают ценные виды рыб (стерлядь, судак, лещ, щука и др.). На территории области существует уникальный для центрального региона федеральный имущественный комплекс -  рыбопитомник «Востринский» общей площадью прудов более 100 га. Рыбопитомник предназначен для выращивания молоди ценных рыбопромысловых видов рыб. Промысловый лов рыбы ведется более 20 рыбопромысловыми бригадами, за которыми закреплено свыше 50 тыс. га водных площадей. Ежегодное освоение квоты товарной рыбы промысловыми бригадами составляет порядка 200 тонн.

Однако имеющиеся ресурсы используются очень слабо. Рыбохозяйственные бригады и организации находятся в сложном экономическом положении, особенно это относится к рыбоводным хозяйствам (в первую очередь государственный рыбопитомник «Востринский»), которые не в состоянии приобретать дорогостоящие корма, оборудования, нести затраты на электроэнергию и др., в результате чего предприятия практически прекратили основную деятельность. Из-за недостатка финансирования ухудшилась охрана охотничьих угодий, водоемов, рыбокомплексов. Сократились объемы мероприятий по воспроизводству охотничьих животных, рыбоводно-мелиоративных работ, прекратились зарыбления водоемов.


III. Основные задачи Концепции


Настоящая Концепция направлена на решение следующих основных задач:

1. Разработка и принятие областной целевой программы развития охотничьего и рыбного хозяйства.


2. Разработка и принятие областного закона, регулирующего отношения в области охоты, охраны и использования охотничьих животных, ведения охотничьего хозяйства,  правил охоты, отвечающих требованиям федерального законодательства.


3. Разработка и принятие областного закона, регулирующего отношения в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и ведения рыбного хозяйства.


4. Увеличение бюджетного финансирования мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих животных и водных биологических ресурсов, в том числе с привлечением средств федерального бюджета.


5. Создание благоприятного инвестиционного климата в охотхозяйственной и рыбохозяйственной отраслях путем привлечения частного бизнеса для создания разноплановых охотничьих и рыбных хозяйств и предоставления населению широкого спектра услуг, связанных с охотой и рыболовством. Обеспечение равновесия прав граждан, индивидуальных предпринимателей, клубов и организаций на ведение охотничьего и рыбного хозяйства.


6. Усиление влияния органов государственной власти Ивановской области на формирование эффективных механизмов охраны и воспроизводства охотничьих животных и водных биологических ресурсов, а также регулирования охоты и рыболовства.


7. Усиление мер по пресечению незаконной добычи основных видов охотничьих животных и водных биологических ресурсов.


8. Увеличение численности основных видов охотничьих животных.


9. Восстановление материально-технической базы охотничьих и рыбных хозяйств.

IV. Государственная политика в области охотничьего и рыбного хозяйства


1. Основные принципы государственной политики


Государственная политика в области охотничьего и рыбного хозяйства основывается на следующих принципах:
1.1. право всех граждан и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности заниматься охотой, рыболовством и ведением охотничьего и рыбного хозяйства;

1.2. сохранение приоритета роли органов местного самоуправления и интересов населения, постоянно проживающего на данной территории, при организации и ведении охотничьего и рыбного хозяйства;

1.3. сохранение исторического наследия и опыта, традиций в области охоты и рыболовства;

1.4. обязательность проведения государственной экологической экспертизы материалов рыбо-, охотустройства, обосновывающих (объемы, лимиты, квоты, допустимые уловы) изъятия объектов охоты и рыболовства, материалов по созданию и ликвидации охотничьих и ихтиологических заказников;

1.5. использование ресурсов охотничьего и рыбного хозяйства на основе приемов и методов, обеспечивающих устойчивое сохранение экологических систем;

1.6. государственная собственность на объекты животного мира;

1.7. государственная поддержка деятельности, направленной на охрану и воспроизводство охотничьих животных и водных биологических ресурсов;

1.8. учет интересов охотничьего хозяйства при ведении лесного хозяйства, учет интересов рыбного хозяйства при реализации программ водопользования, восстановление и охраны водных объектов, противопаводковых мероприятий, согласование взаимных интересов лесо-, водо-, землепользователей в целях охраны и воспроизводства охотничьих животных и водных биологических ресурсов;

1.9. содействие развитию обществ, клубов и иных форм объедений охотников и рыболовов, а также ассоциаций и кооперативов охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций, координация их деятельности в целях недопущения монополизации охотничьего и рыбного хозяйства;

1.10. предоставление охотничьих угодий и рыбопромысловых участков в пользование юридическим лицам и гражданам для ведения охотничьего и рыбного хозяйства на конкурсных условиях; обеспечение подготовки пакета необходимой документации для проведения конкурсов;

1.11. широкое привлечение научных учреждений к разработке и реализации программ по развитию отрасли;

1.12. недопустимость совмещения функций государственного управления и государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира с функциями их хозяйственного использования;

1.13. платность пользования объектами животного мира;

1.14. сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Ивановской области;

1.15. расширения тематики охотничьего, рыболовного и экологического туризма.

2. Субъекты государственной политики


Субъектами государственной политики в области охоты и рыболовства являются:

2.1.  федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в данной сфере правового регулирования;

2.2. органы государственной власти Ивановской области;

2.3.  другие уполномоченные государственные органы;

2.4.  органы местного самоуправления;


3. Механизм реализации государственной политики

3.1. Разработка и реализация мероприятий областной целевой программы развития охотничьего и рыбного хозяйства.

3.2. Участие в федеральных целевых программах по развитию охотничьего и рыбного хозяйства.

3.3. Наделение областных инспекторов действенными правами при реализации своих полномочий.  

3.4. Создание при Правительстве Ивановской области совета по охоте и охотничьему хозяйству, территориального рыбохозяйственного совета.

3.5. Разработка и реализация Координационного плана совместных действий органов государственной власти по борьбе с незаконным использованием охотничьих животных и водных биологических ресурсов.


V. Организация, ведение и развитие охотничьего и рыбного хозяйства


1. Организация и ведение охотничьего и рыбного хозяйства


1.1. Организацию и ведение охотничьего и рыбного хозяйства в  Ивановской области осуществляют охотхозяйственные и рыбохозяйственные организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

1.2. Основной формой ведения охотничьего и рыбного хозяйства является предоставление в долгосрочное пользование охотхозяйственным и рыбохозяйственным организациям объектов охоты и объектов рыболовства в утвержденных границах территорий, предназначенных для ведения охотничьего хозяйства и рыбопромысловых участков. Перечень территорий, предназначенных для ведения охотничьего хозяйства, и рыбопромысловых участков с указанием их границ и целей использования утверждается Правительством Ивановской области.

1.3. Площади территорий, предназначенных для ведения охотничьего хозяйства, и рыбопромысловых участков, предоставляемых в пользование для создания охотничьих и рыбных хозяйств, а также для ведения охоты и рыболовства, определяются в зависимости от типа и качества угодий, требований предполагаемого охот- и рыбопользователя и его финансово- экономического положения. Площади таких хозяйств могут занимать территорию нескольких землепользователей (водопользователей).

1.4. Территории, предназначенные для ведения охотничьего хозяйства, могут быть предназначены для целей:

ведения общественными объединениями и клубами охотников охоты и охотничьего хозяйства;

организации коммерческими предприятиями охотничьего туризма, трофейной охоты, предоставления гражданам других услуг в области охоты;

организации вольерных хозяйств по разведению охотничьих животных и проведению охоты в них для всех граждан;

организации охотничьих ферм по разведению охотничьих животных с целью их дальнейшего расселения в охотничьи угодья или продажи;

организации и ведения корпоративных охотничьих хозяйств организаций, предоставляющих услуги в области охоты только членам своей организации.
1.5. Рыбопромысловые участки могут быть предназначены для целей:

организации и ведения промышленного рыболовства;

организованного любительского и спортивного рыболовства (в том числе трофейного рыболовства);

для организации и ведения рыбоводства;

для организации и ведения клубного рыболовства организациями, предоставляющими услуги в области рыболовства только членам своей организации.
1.6. Охотничьи и рыбопромысловые участки предоставляются в пользование на конкурсной основе, гласно с учетом требований  законодательства. Охотничьи угодья и рыбопромысловые участки выставляются на конкурс с подготовленной документацией в виде технического задания.

1.7. Предоставление охотугодий в пользование осуществляется Правительством Ивановской области по согласованию с органами местного самоуправления, собственниками земель, землевладельцами, государственными органами управления лесного и водного фонда в соответствии с действующим законодательством.


2. Методы развития охотничьего и рыбного хозяйства

2.1. Определение наиболее перспективных для охотничьего и рыбного хозяйства  Ивановской области видов, способных при минимальных затратах на их охрану и воспроизводство дать максимальный выход охотничьей и рыбной продукции.

2.2. Научное обоснование осуществляемых мероприятий по охране, воспроизводству и использованию охотничьих и рыбных ресурсов.

2.3. Развитие принципов управления популяциями:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»