ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2006 года N 108-п
г. Иваново


О внесении изменения в постановление администрации Ивановской области от 28 мая 2003 года N 43-па



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», в целях реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и создания системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы Правительство Ивановской области

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:


1. Внести в постановление администрации Ивановской области от 28 мая 2003 года N 43-па «Об утверждении подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (Собрание законодательства Ивановской области, N 11 (221), 16 июня 2003 года) изменение, изложив подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», входящую в состав областной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в новой редакции (прилагается).

2. Департаменту финансов Ивановской области (Грузнов А.П.) осуществлять финансирование подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав областной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, за счет средств областного бюджета в пределах сумм расходов, утвержденных законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год, с учетом объема выделяемых средств на реализацию подпрограммы из федерального бюджета.

ГУБЕРНАТОР
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
М.А. МЕНЬ



Утверждена
постановлением Правительства Ивановской области
      от 27 июня 2006 года N 108-п

ПОДПРОГРАММА
«Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав областной целевой программы «Жилище»на 2002 - 2010 годы


2. ПАСПОРТ
подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав областной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы

Наименование

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав областной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы

Основание для  разработки

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 года N 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Заказчик подпрограммы

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.

Разработчики  подпрограммы

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.

Цель подпрограммы

Улучшение жилищных условий молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и областной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы

Основные задачи  подпрограммы

- создание социально-бытовых и экономических условий для укрепления молодых семей; - разработка и реализация методов бюджетной, внебюджетной и организационной поддержки молодых семей при решении ими жилищной проблемы;
- предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Исполнители  подпрограммы

- Департамент строительства и архитектуры Ивановской области; - органы местного самоуправления Ивановской области;
- строительные организации и предприятия;
- финансово-кредитные учреждения (банки).

Срок реализации  подпрограммы

- 2003 - 2010 годы,  I этап 2003 - 2005 годы  II этап 2006 - 2010 годы

Основные мероприятия  подпрограммы

- разработка нормативно-правовых документов;  - формирование организационных и финансовых механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья за счет средств бюджетов всех уровней.

Объем и источники  финансирования  подпрограммы

Предполагаемый общий объем финансирования составит 851,7052 млн. руб., из них:
- федеральный бюджет - 76 млн. руб.,  - областной бюджет - 157,0832 млн.руб.;
- муниципальные бюджеты - 72,322 млн. руб,  - внебюджетные средства - 546,3 млн. руб.

Ожидаемые конечные  результаты  реализации  подпрограммы

- оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий 1650 молодых семей,  - развитие и закрепление положительных демографических тенденций, - закрепление кадров молодых ученых, семей молодых специалистов на селе;
- создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
- привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственных средств граждан.

Система организации  контроля за  реализацией  подпрограммы.

Общее руководство и контроль за реализацией подпрограммы осуществляет Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.

Руководитель подпрограммы

Первый заместитель начальника Департамент строительства и архитектуры Ивановской области Попов А.В.


3. Содержание проблемы


Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав областной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее именуемая подпрограммой), предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья.

Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде (в первом десятилетии XXI века), когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2002 году в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982 - 1986 годов рождения, т.е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.

Демографическая ситуация в Ивановской области остается сложной. Численность населения области имеет устойчивую тенденцию к сокращению начиная с 1989 года.

Темпы уменьшения сельского населения более высокие, чем городского.

Причиной сокращения численности населения является негативная тенденция в процессе естественного воспроизводства.

Четко прослеживается процесс старения населения.

Рождаемость составляет 7,6 родившихся на 1000 человек населения, что значительно ниже российского показателя (более 8). За последние 10 лет рождаемость сократилась почти в два раза. Семьи становятся малодетными. Значительно снижается количество семей, воспитывающих троих и более детей.

Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения.

Продуманная и реалистичная политика в отношении молодой семьи, расширение экономической поддержки молодых семей и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья могут наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Для Ивановской области в настоящее время актуально не только увеличение рождаемости населения, но и проблема закрепления кадров молодых специалистов в сельской местности.

В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем просматривается резкая тенденция старения сельского населения. Очень сложное положение с обеспеченностью сельскохозяйственных предприятий кадрами. Продолжается убыль врачебных, педагогических кадров в сельской местности. Остро стоит проблема улучшения жилищных условий работников учреждений культуры и социального обслуживания.

В настоящее время в Ивановской области в очереди на улучшение жилищных условий числится более 1200 молодых семей.

С началом рыночных преобразований происходит постепенный переход от бесплатного предоставления жилья очередникам, как основной формы помощи гражданам со стороны государства в решении жилищной проблемы, к развитию иных подходов, один из которых - приобретение жилья в рассрочку. Особенно актуален данный вид приобретения жилья для молодых семей и молодых граждан, которые не имеют значительных накоплений для приобретения нового жилья, но имеют устойчивый, в потенциале растущий доход и которые не выйдут из трудоспособного возраста до окончания выкупа молодыми гражданами построенных (реконструированных) квартир.

Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения (в 2004 году лишь 9 процентов семей имели доход, который позволял приобрести жилье, соответствующее средним стандартам обеспеченности жилыми помещениями, с использованием собственных и заемных средств).

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.

Государственная поддержка молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться на основании различных видов отношений, предусмотренных российским законодательством, включая:

- предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;

- предоставление безвозмездных субсидий при рождении (усыновлении) ребенка на компенсацию части затрат, произведенных семьей на строительство (приобретение) жилья или на погашение части кредита (займа);

- предоставление льготных ипотечных кредитов;

- предоставление заемных средств на уровне муниципальных образований;

-содействие строительству незавершенных объектов и приспособление других гражданских объектов под жилье;

- строительство муниципального и ведомственного жилья для предоставления квартир по договорам социального найма.

Для решения проблемы по обеспечению жильем молодых семей требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других заинтересованных организаций, что обуславливает необходимость применения программных методов.


4. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы


Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья, в том числе в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.

Основная цель подпрограммы:

Cоздание условий, обеспечивающих законодательную государственную и финансовую поддержку молодым семьям в области строительства и приобретения жилья, развития молодежного предпринимательства, социальная поддержка молодой семьи и улучшение демографической ситуации в Ивановской области.

Основными задачами подпрограммы являются:

обеспечение предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, областного и муниципальных бюджетов Ивановской области при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз.

пропаганда программных приоритетов демографического поведения молодой семьи, связанных с укреплением семейных отношений и ростом рождаемости.


Подпрограмма реализуется поэтапно в 2003 - 2010 годах.

На первом этапе (2003 - 2005 годы) осуществлялось:

- разработка нормативно-правовой базы подпрограммы областного и муниципального уровней;

- формирование и отработка механизмов государственной поддержки молодых семей, молодых специалистов в сельской местности в строительстве (приобретении) жилья,

- пропаганда основных положений подпрограммы и формирование списков участников.

На втором этапе (2006 - 2010 годы) предполагается:

- реализация основных положений подпрограммы,

- совершенствование правовой базы подпрограммы.


5. Мероприятия и ресурсное обеспечение подпрограммы


Мероприятия подпрограммы направлены на создание системы государственной поддержки молодой семьи в решении ими жилищной проблемы.

Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:  а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия исполнительным органом государственной власти Ивановской области решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 30 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Применительно к настоящей подпрограмме под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Реализация системы мероприятий подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:

нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации подпрограммы;

финансовое обеспечение реализации подпрограммы;

организационное обеспечение реализации подпрограммы.

Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий подпрограммы.

Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации подпрограммы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов областного и муниципальных бюджетов Ивановской области на соответствующий год, а также определения объемов ежегодного финансирования подпрограммы из средств федерального бюджета.

Организационные мероприятия на областном уровне предусматривают:

сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по Ивановской области;

определение ежегодно объема средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы;

отбор муниципальных образований для участия в подпрограмме и распределение субсидий между муниципальными образованиями, осуществляется по методике, утверждаемой законом Ивановской области, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;

отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве субсидий молодым семьям;

осуществление контроля за реализацией подпрограммы на областном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;

обеспечение освещения целей и задач подпрограммы в региональных средствах массовой информации;

проведение мониторинга реализации подпрограммы на региональном уровне, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления государственному заказчику подпрограммы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»