Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ



от 25 октября 2004 года N 140-ОЗ
г. Иваново

Об областной целевой программе «Развитие искусства
лаковой миниатюры поселка Палех и села Холуй на 2005 - 2007 годы»

_______________________________________
Документ утратил силу на основании
Закона Ивановской области
от 11 января 2007 года N 26-ОЗ

_______________________________________

Принят
Законодательным Собранием
23 сентября 2004 года


Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, статьей 41 Устава (Основного Закона) Ивановской области.

Статья 1.


Утвердить областную целевую программу «Развитие искусства лаковой миниатюры поселка Палех и села Холуй на 2005-2007 годы» (прилагается).

Статья 2.


Финансирование областной целевой программы «Развитие искусства лаковой миниатюры поселка Палех и села Холуй на 2005-2007 годы» осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах сумм расходов, утвержденных законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В.И.ТИХОНОВ




 Приложение
к Закону Ивановской области «Об областной целевой программе
«Развитие искусства лаковой миниатюры поселка Палех и села Холуй на 2005-2007 годы»

от 25 октября 2004 года N 140-оз


Областная целевая программа
«Развитие искусства лаковой миниатюры поселка Палех и села Холуй на 2005-2007 годы»

Паспорт Программы

 

Наименование Программы

Областная целевая программа «Развитие искусства лаковой миниатюры поселка Палех и села Холуй на 2005-2007 годы» (далее Программа).

Основание для разработки Программы

Федеральный закон «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года N 7-ФЗ;

Закон «О народных художественных промыслах Ивановской области» от 8 декабря 2003 года N 118-ОЗ.

Государственный заказчик

Администрация Ивановской области.

Координатор Программы

Управление культуры и искусства Ивановской области.

Разработчики Программы

Управление культуры и искусства Ивановской области;

главное управление экономического развития и торговли Ивановской области;

администрация Палехского района;

администрация Южского района;

центр стандартизации, метрологии и сертификации.

Основные исполнители Программы

Управление культуры и искусства Ивановской области;

органы местного самоуправления Палехского* и Южского районов*;

главное управление экономического развития и торговли Ивановской области;

производственные и творческие коллективы художников Палеха, Холуя*;

Государственный музей Палехского искусства*;

Государственный музей Холуйского искусства*;

Палехское художественное училище*;

Холуйское художественное училище*.

Цели Программы

· Обеспечение государственной и правовой поддержки предприятий народных художественных промыслов в местах их традиционного бытования.

· Создание наиболее благоприятных экономических, социальных и иных условий для сохранения и развития художественных промыслов, в том числе лаковой миниатюры.

· Создание условий для формирования более привлекательного имиджа Палеха и Холуя для туристов, любителей искусства и возможных инвесторов и предпринимателей.

· Патриотическое воспитание молодежи, основанное на исторических и культурных традициях «села-академии».

· Популяризация искусства лаковой миниатюры и искусства иконописи путем издания буклетов, открыток, книг и других печатных изданий и организации выставок, ярмарок изделий лаковой миниатюры.

Сроки реализации

2005-2007 годы

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем средств на реализацию Программы на 2005-2007 годы 91246,0 тыс.руб., в том числе по источникам:

- средства федерального бюджета 54590,0 тыс.руб.

- средства областного бюджета (целевое дополнительное финансирование) 28165,0 тыс.руб.

- средства местных бюджетов* 5990,0 тыс.руб.

- внебюджетные источники 2501,0 тыс.руб..

Ожидаемые результаты реализации Программы

- Государственная поддержка сохранения и развития предприятий и производителей лаковой миниатюры;

- государственная поддержка основной деятельности музеев: Государственного музея Палехского искусства, Государственного музея Холуйского искусства;

- экономическое обеспечение развития инфраструктуры районов для поддержки отрасли туризма;

- сохранение исторических и культурных корней и национальных традиций через патриотическое воспитание молодежи.

Организация контроля за исполнением Программы

Законодательное Собрание Ивановской области, Администрация Ивановской области:

 рассмотрение отчета о реализации Программы по завершении отчетного года, контроль использования финансовых ресурсов.

Управление культуры и искусства Ивановской области:

 мониторинг своевременного и полного обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий Программы в пределах установленного бюджетного финансирования;

координация целевого использования ресурсов и выполнения мероприятий Программы.


Анализ ситуации и постановка проблемы


Искусство миниатюры в поселке Палех и селе Холуй возникло в ХХ веке, синтезировав в себе опыт иконописцев, новую идеологию, народное мировосприятие и сложную технологию обработки лаков.

В дальнейшем художники Палеха и Холуя совершенствовали свое самобытное искусство, переложив каноническое письмо на папье-маше, фарфор, фресковую роспись.

Создание в 1924 году в Палехе Артели древней живописи ее основоположниками дало импульс к развитию нового для Палеха и Холуя жанра лаковой миниатюры, которое впоследствии привело к организации кустарных производств. В результате их объединения возникли предприятия народных художественных промыслов.

Изделия мастеров Палеха и Холуя получили мировую известность, всегда ценились как высокохудожественные произведения, выполненные в разнообразных сюжетах, формах, с тонким профессионализмом, что гарантировало их востребованность у широких кругов ценителей.

Вместе с тем начавшаяся в начале 90-х годов перестройка и связанная с ней экономическая нестабильность привели к тому, что налаженная отраслевая цепочка, а именно: подготовка кадров - изготовление художественных произведений - государственная система их закупки и сбыта, распалась. Прекратили свое существование производственные художественные мастерские в поселке Палех, закрылась строчевышивальная фабрика, нарушился целостный воспроизводственный контур, повлекший за собой ухудшение экономического и социального развития поселка. Отсутствует государственный заказ на изготовление изделий Палехской лаковой миниатюры и иконописания. Сбыт художественной продукции стал носить теневой характер. Основные доходы от реализации уходят к посредникам, увеличивается число подделок, снижается качественный уровень промысла, создается угроза утраты традиции. Частичное освобождение художников от налоговых обязательств подрывает и без того дефицитный, дотационный бюджет района.

Художественные промыслы Палеха и Холуя испытывают нехватку средств для приобретения сырья, оборудования, ухудшается материально-техническая база. Бывшее здание общежития в селе Холуй используется под художественное училище, где занимаются 108 студентов. Отдельные помещения и общежитие Палехского художественного училища имени Максима Горького пришли в негодность и требуют капитального ремонта.

Инфраструктура поселков неразвита. В селе Холуй не подведен природный газ, большого ремонта требуют дороги, отсутствует централизованное водопроводно-канализационное хозяйство, отопление осуществляется в основном от частных котельных, использующих в качестве топлива дрова, уголь, торфобрикет. В поселке Палех ветшают здания, сооружения, не хватает мощности водопроводных скважин, тепловых сетей, не предусмотрен канализационный коллектор.

В настоящий момент промысел в селе Холуй сохраняется благодаря усилиям администрации района, энтузиазму дирекции производственных художественных мастерских и художественного училища.

Творческая разобщенность палехских художников привела к созданию 10 мелких сообществ с различными финансовыми возможностями реализации продукции, у которых отсутствует общая торговая марка, общие художественно-стилевые особенности. При этом большое количество изделий низкого качества и продукции, изготовленной за пределами мест традиционного бытования, препятствует выработке единой консолидирующей стратегии по сохранению вековых традиций и преемственности поколений.

Таким образом, в настоящее время актуальной и обоснованной проблемой стало сохранение искусства лаковой миниатюры и государственная поддержка народного промысла и мастеров.

Областная целевая программа «Развитие искусства лаковой миниатюры поселка Палех и села Холуй на 2005-2007 годы» призвана способствовать поддержке и развитию конкретных творческих институтов Палеха и Холуя и с помощью выделенных финансовых средств обеспечит решение обозначенных проблем.

Технико-экономическое обоснование принятия Программы


Государственная поддержка предприятий и организаций народных художественных промыслов будет направлена на создание условий для сохранения и развития промысла лаковой миниатюры.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы составляет 91246,0 тыс. руб., в том числе:

из средств федерального бюджета 54590,0 тыс. руб.

областного бюджета 28165,0 тыс. руб.
местных бюджетов* 5990,0 тыс. руб.
внебюджетных источников 2501,0 тыс. руб.

Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы федерального органа исполнительной власти в сфере культуры, органов местного самоуправления определяется соглашениями между государственным заказчиком Программы, федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры и органами местного самоуправления.

Объемы финансирования Программы на 2005-2007 годы за счет средств федерального и областного бюджетов носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей областного бюджета.

Распределение прогнозируемых объемов финансирования Программы по источникам средств

( тыс. руб.)

Источники финансирования

Всего

Объем финансирования
в том числе:

2005 год

2006 год

2007 год

Всего

91246

38397

34509

18340

в том числе:

федеральный бюджет

54590

22570

22610

9410

областной бюджет

28165

12015

9080

7070

местные бюджеты*

5990

2885

1832

1273

внебюджетные источники

2501

927

987

587


Механизм реализации Программы.

 Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в форме субсидий, в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год, осуществляется в установленном порядке.

 При изменении объемов бюджетного финансирования, по сравнению с предусмотренными Программой, государственный заказчик в установленном порядке уточняет объемы бюджетного финансирования за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, а также вносит в установленном порядке в соответствии с законодательством необходимые коррективы в мероприятия Программы для ее реализации в установленные сроки.

 Управление культуры и искусства Ивановской области осуществляет координацию и контроль за исполнением Программы, вносит от имени исполнителей на заседания Администрации Ивановской области согласованные предложения по корректировке мероприятий.

 Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное утверждение рабочих документов: организационного плана действий по реализации Программы, подготовку проектов соглашений (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий.

Система программных мероприятий


Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий по решению поставленных задач в рамках следующих подпрограмм:

- «Поддержка и развитие предприятий и организаций народных художественных промыслов лаковой миниатюры».

- «Развитие искусства лаковой миниатюры поселка Палех».

- «Развитие искусства лаковой миниатюры села Холуй».

Подпрограмма «Поддержка и развитие предприятий

и организаций народных художественных промыслов лаковой миниатюры»

Искусство лаковой миниатюры зародилось на Ивановской земле в 20-е годы прошлого столетия. Сегодня этот промысел является уникальным.

До начала 90-х годов художники-миниатюристы трудились на одном предприятии - в художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР.

Проблемы, связанные с начавшейся в стране перестройкой, привели к ликвидации мастерских и организации нескольких новых предприятий. На сегодняшний день их существует 10 (8 - в Палехе и 2 - в Холуе).

Отсутствие государственной поддержки, нарушение традиционных рынков сбыта, недобросовестная конкуренция поставили предприятия лаковой миниатюры на грань выживания. Почти в пять раз упали объемы выпускаемой продукции, снизился ассортимент и качество, начался отток творчески работающих художников.

Преодоление кризисных явлений в лаковом промысле возможно только комплексными программными методами, объединяющими усилия как самих предприятий народных художественных промыслов, так и органов государственной и муниципальной власти.

Основные цели и задачи

Цели:

1. Обеспечение государственной и правовой поддержки предприятий народных художественных промыслов в местах их традиционного бытования.
2. Создание наиболее благоприятных экономических, социальных и иных условий для сохранения и развития художественного промысла лаковой миниатюры.

Задачи:

Обеспечение необходимой законодательной базы в области народных художественных промыслов.

Обеспечение государственной поддержки предприятий народных художественных промыслов путем предоставления льгот, субсидий и субвенций.

Содействие укреплению и модернизации материальной базы предприятий народных художественных промыслов.

Пропаганда искусства лаковой миниатюры посредством организации выставок на территории Ивановской области, участия в региональных выставках, ярмарках, конкурсах.

Объем и источники финансирования подпрограммы «Поддержка и развитие

предприятий и организаций народных художественных промыслов лаковой миниатюры»

( тыс. руб.)

Источники финансирования

Всего

Объем финансирования
в том числе:

2005 год

2006 год

2007 год

Всего

2530

910

810

810

в том числе:

федеральный бюджет

-

-

-

-

областной бюджет

2380

860

760

760

местные бюджеты*

-

-

-

-

внебюджетные источники

150

50

50

50

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»