УКАЗ
от 3 октября 2000 года N 52-уг
г. Иваново
Об утверждении Концепции развития ипотечного жилищного кредитования в Ивановской области
(с изменениями на 29 декабря 2004 года)
______________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
указом губернатора Ивановской области от 11 августа 2003 года N 129-уг
указом губернатора Ивановской области от 29 декабря 2004 года N 158-уг
______________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", Законом Ивановской области от 16 декабря 1999 года N 56-ОЗ "О кредитовании жилищного строительства в Ивановской области", в целях создания правовой базы для поддержки строительства жилья, в том числе с использованием бюджетных средств, создания организационных основ для внедрения системы ипотечного кредитования в Ивановской области
П О С Т А Н О В Л Я Ю:
1. Утвердить Концепцию развития ипотечного кредитования в Ивановской области (прилагается).
2. Учредить фонд ипотечного кредитования Ивановской области.// Пункт отменен на основании указа губернатора Ивановской области от 11 августа 2003 года N 129-уг
3. Поручить Правительству Ивановской области и рекомендовать органам местного самоуправления принять соответствующие акты по ипотечному кредитованию и функционированию Фонда ипотечного кредитования Ивановской области.// Пункт отменен на основании указа губернатора Ивановской области от 11 августа 2003 года N 129-уг
4. Предложить застройщикам-заказчикам, строительным организациям и предприятиям строительной индустрии, банковским и страховым учреждениям и другим заинтересованным организациям определить размеры и формы участия в реализации Концепции ипотечного кредитования.
5. Контроль за выполнением настоящего указа возложить на заместителя председателя Правительства Ивановской области Грошева А.В.// Пункт отменен на основании указа губернатора Ивановской области от 11 августа 2003 года N 129-уг
В.ТИХОМИРОВ
КОНЦЕПЦИЯ
развития ипотечного кредитования в Ивановской области
ВВЕДЕНИЕ
Улучшение жилищных условий граждан и развитие жилищного сектора всегда входило в число приоритетов социально-экономической политики России.
Если во времена существования союзного государства жилищная проблема еще как-то решалась, то на нынешнем этапе в связи с кризисным положением всей экономики решение данного вопроса замедлилось.
Рыночные условия требуют применения новых путей и методов решения жилищной проблемы. Мировая практика показывает, что одним из самых действенных способов решения вопроса обеспечения граждан жильем является ипотечное кредитование.
В России за последние годы уже накоплен опыт и практика использования различных моделей ипотеки, начато внедрение системы ипотечного жилищного кредитования, основанной на концепции Госстроя РФ.
Поэтому данная программа учитывает не только мировой опыт, но и наиболее успешный опыт нашей страны, рекомендации Госстроя, а также замечания и пожелания всех участников процесса кредитования.
Программа позволяет начать работу по внедрению и развитию ипотечного кредитования в Ивановской области уже в настоящее время в существующем правовом поле.
1. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Переход к рыночным методам жилищного строительства и формированию рынка жилья в той форме, в которой он проводился с 1990 г., усилил кризисные явления в жилищной сфере, заложенные еще в советское время.
Постоянное сокращение ввода жилья привело к заметному ухудшению дел в строительном секторе, убыточности многих строительных предприятий.
Динамика ввода жилья за 1994-1998 годы (табл.1) показывает значительное снижение объемов строительства жилья. За период с 1994 по 1998 годы объем строительства жилья по Ивановской области сократился более чем в 1,5 раза. Происходит также снижение ввода жилья за счет бюджетных источников финансирования строительства жилья (табл.1). Так, если в 1994 г. за счет бюджетных средств было введено 15,2% жилья, то в 1998 году эта цифра составила лишь 11,5%. Ввод жилья происходит в основном за счет средств предприятий и средств частных лиц, которые в совокупности составили более 80% от объема введенного жилья.
Динамика ввода жилья за 1994-1998 годы по Ивановской области за счет разных видов финансирования (тыс. кв. м.)
Период | 1994 год | 1995 год | 1996 год | 1997 год | 1998 год |
За счет всех источников финансирования | 285,7 | 207,4 | 153,6 | 173,7 | 127,3 |
За счет бюджетных средств | 43,5 | 41,6 | 8,8 | 11,4 | 14,7 |
Соотношение ввода жилья за счет бюджетных средств к общему вводу жилья (%) | 15,2 | 20,0 | 5,7 | 6,6 | 11,5 |
В настоящее время по Ивановской области в очереди на улучшение жилищных условий состоят 53654 семей, в том числе в г. Иваново - 19151 семей.
Указанное количество является сильно заниженным, поскольку очень многие нуждающиеся не состоят в очереди на улучшение жилищных условий, что видно из динамики очереди 1991-1998 г. г. (табл.2). Столь резкое сокращение очереди, особенно за последнее время, невозможно объяснить тем, что в настоящее время люди улучшают свои жилищные условия - чаще всего это люди, состоявшие в очереди по месту работы, а затем уволившиеся. В целом, сохраняется низкий уровень удовлетворения потребности в жилье. За 1998 год улучшили свои жилищные условия лишь 4,4% от общего числа очередников. Из них 17,3% составляют льготники.
Динамика улучшения жилищных условий в Ивановской области за 1991-1998 годы
31 января 1991 года | 31 января 1996 года | 31 января 1997 года | 31 января 1998 года | |
Число семей, улучшивших жилищные условия | 12428 | 4742 | 3097 | 2570 |
в % от числа семей состоящих на учете | 14% | 7% | 5% | 4% |
из них льготников | 2840 | 1099 | 613 | 444 |
Число семей, состоящих на учете на получение жилья в г. Иванове и Ивановской области с 1991 по 1998 год (на конец месяца)
Число семей состоящих на учете | 1991 год | 1992 год | 1993 год | 1994 год | 1995 год | 1996 год | 1997 год | 1998 год |
Всего | 87839 | 83133 | 77532 | 69533 | 63851 | 60949 | 58385 | 53654 |
Из них льготников | 21032 | 19815 | 20521 | 20081 | 18457 | 15560 | 16379 | 15409 |
Таким образом, можно констатировать, что довольно значительная часть жителей области не встает в очередь на получение жилья, что свидетельствует о том, что потребность в жилищном строительстве области выше, чем можно было бы полагать, опираясь на данные по численности очереди (табл.3).
Уменьшение очереди на улучшение жилищных условий объясняется повышением числа семей, которые не стоят в очереди, хотя по социальной норме имеют на это право.
За последние два года четко прослеживается тенденция превышения роста размеров прожиточного минимума над ростом стоимости 1 кв. м. жилья, другими словами, "жизнь" дорожает быстрее, чем жилье. Рост среднемесячной заработной платы в 1996-1998 годы опережал рост прожиточного минимума (табл.4), что вело к появлению свободных средств у населения, которые оно могло вложить в строительство или приобретение жилья. Мы видим, что количество квадратных метров, которые человек мог купить на остаток зарплаты после удовлетворения текущих потребностей, росло. Однако августовский кризис 1998 г. перечеркнул эту тенденцию: рост зарплаты отстал как от роста прожиточного минимума, так и от роста цен в строительстве. В результате в январе 1999 года даже в суммовом выражении человек мог вложить в жилье в 2,7 раза меньше, чем в 1996 г. - 78 рублей вместо 213 (табл.4). Кроме того, число людей с доходом свыше 800 рублей в 1998 года по сравнению с предыдущим 1997 годом осталось на прежнем уровне (табл.5). В 1999 году человек мог купить всего 0,042 кв. м жилья в месяц, в 1998 году - 0,140 кв. м (табл.4).
Все вышесказанное означает, что люди вынуждены все меньше и меньше вкладывать средства в жилье, т.е. происходит постоянное снижение спроса, и, следовательно - снижение объемов строительства жилья.
Динамика роста стоимости 1 кв. м. жилья, размера прожиточного минимума
и размера среднемесячной зарплаты за период с 1996 по 1999 год (на начало года)
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Стоимость 1 кв.м. жилья в текущих ценах | 1367 | 1511 | 1853 | 1865 |
Темп прироста средней стоимости 1 кв.м. жилья (%) | - | 10,5 | 22,6 | 0,6 |
Размер прожиточного минимума | 272,3 | 309,7 | 368,6 | 752,4 |
Темпы роста прожиточного минимума (%) | - | 13,7 | 19,0 | 104,0 |
Цена 1 кв.м. жилья в прожиточных минимумах | 5,0 | 4,9 | 5,0 | 2,5 |
Размер среднемесячной заработной платы | 485,2 | 546,8 | 629,0 | 831,0 |
Темпы роста зарплаты (%) | - | 12,7 | 15,0 | 32,1 |
Цена 1 кв.м. жилья в среднемесячных з/платах | 2,8 | 2,8 | 2,9 | 2,2 |
Превышение зарплаты над прожиточным минимумом | 212,9 | 237,1 | 260,4 | 78,6 |
Кол-во кв.м. жилья, которое может купить человек в месяц | 0,155 | 0,157 | 0,140 | 0,042 |
Динамика распределения населения Ивановской области по размеру среднедушевого дохода с 1996 по 1998 годы (в %)
Размер дохода | 1996 | 1997 | 1998 |
До 400 | 58,2 | 44,0 | 36,0 |
400-600 | 26,3 | 30,5 | 34,7 |
600-800 | 9,9 | 14,6 | 17,5 |
800-1000 | 3,5 | 6,2 | 7,2 |
1000-1200 | 2,1 | 4,7 | 2,8 |
1200-1600 | - | - | 1,53 |
1600-2000 | - | - | 0,26 |
свыше 2000 | - | - | 0,06 |
Итого свыше 800 | 5,6 | 10,9 | 11,85 |
Сложившаяся проблемная ситуация серьезно ухудшает положение населения, предпринимателей, государства, интересы которых сейчас сходятся в том, чтобы решить проблему на основе развития ипотечного кредитования.
Ипотечное кредитование, будучи обеспечено реальной собственностью на недвижимость, могло бы дать приток новых средств на рынок жилищного строительства и сопряженные с ним секторы промышленности, создать новые рабочие места, повысить доходы населения и бюджета.
В нынешних условиях основным толчком для развития и внедрения ипотечного кредитования могут служить бюджетные средства (средства специальных фондов, по сути, также являющиеся бюджетными), выдаваемые в качестве ипотечных кредитов на возвратной, платной, срочной основе гражданам через государственные (муниципальные) предприятия и учреждения, а также средства населения. В дальнейшем возможно привлечение средств инвесторов, использование доходов от ценных бумаг, а также других источников финансирования.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Главная цель программы ипотечного кредитования создание работающей системы обеспечения максимального числа горожан и жителей области жильем за счет собственных средств и долгосрочных ипотечных кредитов (займов). Современная жилищная политика области должна, наряду с существующей ориентацией на нужды социально-незащищенных групп населения, сделать акцент на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего определенными доходами, накоплениями и являющимися собственниками жилья в результате его приватизации.
Создание системы ипотечного кредитования позволит не только резко ускорить решение важнейшей социальной проблемы улучшения жилищных условий населения, но и через активизацию жилищного строительства оказать положительное влияние на экономическую ситуацию в области в целом, обеспечить импульс к экономическому подъему других отраслей экономики на пути выхода из кризиса.