ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 1999 года N 174
г. Иваново
Об утверждении Положения о единой дежурно-диспетчерской службе Ивановской области
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства РФ N 47-95 г.) и постановлением главы администрации области "О создании единой дежурно-диспетчерской службы Ивановской области по вопросам чрезвычайных ситуаций" от 15 июля 1996 года N 403 и распоряжением главы администрации области "О дальнейшем совершенствовании единой дежурно-диспетчерской и поисково-спасательной служб Ивановской области" от 11 августа 1998 года N 435-р (Собрание законодательства Ивановской области N 16 (116), 1998 год)
П О С Т А Н О В Л Я Ю :
1. Утвердить Положение о единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС) Ивановской области (приложение 1) и ее структурную схему (приложение 2*).
Пункты 2-7 постановления главы администрации области N 403 от 15 июля 1996 года и пункты 1,2 распоряжения главы администрации области N 435-р от 11 августа 1998 года считать утратившими силу.
__________________
* Приложение не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В.ТИХОМИРОВ
ПОЛОЖЕНИЕ
о единой дежурно-диспетчерской службе Ивановской области
1. Общие положения
Предупреждение и ликвидация последствий ЧС являются актуальными задачами администрации области, Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - ГОЧС), государственной противопожарной службы, службы экстренной медицинской помощи, жилищно-коммунального хозяйства, криминальной милиции, ГИБДД и других и требуют их тесного взаимодействия. Hастоящее Положение определяет назначение, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов ЕДДС.
2. Hазначение и цель создания ЕДДС
ЕДДС представляет собой специальный орган управления и предназначена для координации действий существующих дежурно-диспетчерских служб, в первую очередь служб, имеющих силы и средства быстрого реагирования на ЧС: экстренного вызова "01", "02", "03", "04", жилищно-коммунального хозяйства, управления по делам ГОЧС. Целью создания ЕДДС является повышение оперативности реагирования администрации и служб области на угрозу или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности, слаженности их совместных действий, уровня информированности администрации и служб области о подобных фактах и принятых по ним мерах. В результате создания ЕДДС возможные негативные последствия ЧС существенно снизятся.
3. Задачи ЕДДС
ЕДДС призвана решать следующие задачи:
контроль экологической, техногенной, инженерной, медицинской и криминогенной обстановки; сбор и обобщение данных о ЧС, о принятых мерах; подготовка прогнозов о возможности возникновения новых ЧС;
обработка и анализ данных об обстановке, определение масштабов ЧС, состава ДДС, привлекаемых для экстренного реагирования, их оповещение;
информирование об угрозе или возникновении ЧС администрации области, организация сбора и приведение в готовность необходимых руководящих органов управления, оповещение дежурно-диспетчерской службы и сил постоянной готовности;
оценка обстановки, отработка вариантов возможных решений на совместные действия служб, а при необходимости и самостоятельное принятие решений на экстренные меры по ликвидации ЧС;
доведение задач до сил постоянной готовности, контроль за их выполнением и организация взаимодействия;
оповещение населения о возникновении ЧС;
обеспечение информационно-технического сопряжения служб друг с другом, с администрацией области, с вышестоящими и взаимодействующими органами управления;
представление докладов, донесений о ЧС и действиях по ее ликвидации в соответствующие органы управления.
ЕДДС предоставляются полномочия при возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению или ликвидации ее последствий.
ЕДДС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей при угрозе или возникновении ЧС.
4. Состав Центрального диспетчерского пункта ЕДДС
Центральный диспетчерский пункт (ЦДП) ЕДДС включает в себя:
личный состав, пункт управления, узел связи, центр оповещения и персонального вызова ЕДДС.
Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления составляет автоматизированную систему (АС) ЕДДС.
АС ЕДДС представляет собой локальную вычислительную сеть (ЛВС), включающую в себя автоматизированные рабочие места (АРМ) должностных лиц дежурной смены на базе персональных ЭВМ (ПЭВМ).
АС ЕДДС выполняет одновременно и функции абонентского пункта.
4.1. Личный состав ЦДП ЕДДС
ЦДП ЕДДС организационно является подразделением главного управления по делам ГОЧС.
Структура ЦДП ЕДДС: группа управления кризисных ситуаций в составе 3-4 человек в смене, начальник смены - оперативный дежурный, его помощник, дежурные-операторы, дежурные по связи и оповещению.
Hачальник главного управления по делам ГОЧС определяет и согласовывает с администрацией области количество дежурных смен.
В зависимости от условий численность состава дежурных смен ЕДДС подлежит уточнению.
4.2. Пункт управления
Пункт управления (ПУ) представляет собой рабочее помещение для дежурно-диспетчерского персонала, оснащенное необходимыми техническими средствами и документацией.
Пункт управления областной ЕДДС размещается в здании главного управления по делам ГОЧС области.
Состав технических средств управления ПУ:
средства связи и передачи данных;
средства оповещения и персонального вызова;
средства автоматизации управления;
комплект необходимой оперативной документации;
журналы учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;
инструкция по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе или возникновении ЧС;
инструкция о несении повседневного дежурства;
схемы и списки оповещения руководства области в случае ЧС;
рабочая карта;
схема управления и связи;
телефонные справочники;
бланки управленческих документов.
4.3. Узел связи
Узел связи (УС) - организационно-техническое объединение сил и средств связи и передачи данных, обеспечивающих обмен информацией, а также командами (сигналами) оповещения в соответствии с задачами, решаемыми ЕДДС, путем их определенного развития и совершенствования.
УС обеспечивает:
прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и наиболее важными ДДС, а также между ЕДДС и руководством администрации области;
передачу речевых сообщений по каналам проводной и радиосвязи, документов по факсимильной и телеграфной связи, сигналов и команд;
прием информации по единому выделенному телефонному номеру одновременно от нескольких абонентов;
автоматическое определение номера входящего абонента;
коммутацию передаваемого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС;
громкоговорящую селекторную связь с ДДС, взаимодействующими с ЕДДС;
обмен речевыми сообщениями, документальной информацией, а также данными с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления.
Для обеспечения коммуникаций между ДДС узел связи включает в свой состав телекоммуникационный центр, позволяющий обеспечить сбор, выборочное и циркулярное доведение информации до всех заинтересованных абонентов.
4.4. Центр оповещения и персонального вызова ЕДДС
Центр оповещения и персонального вызова (ЦОПВ) ЕДДС представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения и персонального вызова.
ЦОПВ ЕДДС создается в целях совершенствования организации вызова и оповещения должностных лиц определенных категорий.
Основными задачами ЦОПВ ЕДДС являются:
обеспечение оповещения и персонального вызова должностных лиц соответствующих администраций, ЕДДС;
обеспечение оповещения и вызова подразделений сил постоянной готовности, непосредственно подчиненных ЕДДС (дежурная смена ПСО).
Централизованное задействование средств ЦОПВ ЕДДС осуществляется оперативным дежурным.
Из ЦОПВ ЕДДС передаются следующие виды информации:
- сигналы вызова;
- речевые (текстовые) сообщения;
- условные сигналы.
Передача указаний из ЦОПВ ЕДДС обеспечивается по проводным средствам связи и средствам систем персонального радиовызова.
Оповещение населения при возникновении ЧС осуществляется по системе централизованного оповещения с задействованием электросирен и радиотрансляционной сети по команде оперативного дежурного ЕДДС.
В районах и городах, где отсутствует служба оперативных дежурных в отделах ГОЧС, организуется непосредственный выход от оперативного дежурного ЕДДС на городской или районный радиотрансляционный узел для оповещения населения.
5. Функционирование ЕДДС
ЕДДС области является вышестоящим органом для всех остальных дежурно-диспетчерских служб по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС.
ЕДДС функционирует круглосуточно и имеет полномочия при возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению или ликвидации последствий.
ЕДДС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей при угрозе или возникновении ЧС.
5.1. Режимы функционирования ЕДДС
ЕДДС функционирует в следующих режимах:
- режим повседневной деятельности;
- режим повышенной готовности (при угрозе ЧС);
- режим чрезвычайной ситуации.
В режиме повседневной деятельности личный состав ЕДДС несет круглосуточное дежурство и находится в постоянной готовности к экстренному реагированию на ЧС.
При этом:
осуществляется постоянный контроль за обстановкой в области;
поддерживаются в готовности к использованию программно-технические средства;
осуществляется контроль за готовностью сил и средств постоянной готовности;
осуществляется сбор и анализ информации за сутки о возникших ЧС и принятых мерах по их ликвидации и предотвращению;
готовятся или корректируются оперативные планы по реагированию ДДС на ЧС;
представляются соответствующие доклады по подчиненности.
В режиме повышенной готовности ЕДДС:
осуществляет сбор информации об ухудшении обстановки, случаях опасных для жизни и здоровья людей, о случаях высокого загрязнения природной среды и т.д.;
проводит оценку достоверности поступившей информации, обработку и анализ данных об обстановке;
определяет состав ДДС, привлекаемых для ликвидации угрозы возникновения ЧС, и оповещает их;
представляет доклады (донесения) об угрозе возникновения ЧС в соответствующие органы управления;
при необходимости организует оповещение населения об угрозе ЧС;
проводит оценку обстановки, уточняет оперативные планы по реагированию ДДС на ЧС;
принимает решение на экстренное реагирование в случае
возникновения ЧС, доводит задачи до сил постоянной готовности;
осуществляет контроль обстановки, организует взаимодействие между ДДС, силами и средствами, привлекаемыми на случай возникновения ЧС.
В режим повышенной готовности ЕДДС переводится при угрозе ЧС. Этот режим позволяет заблаговременно подготовиться к возможным действиям при возникновении ЧС, принять необходимые экстренные меры по его предотвращению.
В режиме чрезвычайной ситуации ЕДДС:
осуществляет сбор, оценку достоверности информации о факте ЧС;
проводит обработку и анализ данных об обстановке;
определяет масштаб ЧС и состав ДДС, привлекаемых для экстренного реагирования, проводит их оповещение, а при необходимости и оповещение населения;
представляет доклады (донесения) о сложившейся обстановке в ЧС и действиях по их ликвидации в соответствующие органы;
осуществляет контроль за развитием обстановки, принимает решение на экстренные меры по ликвидации ЧС. Приводит в действие оперативные планы по реагированию ДДС на ЧС;
доводит задачи до сил постоянной готовности, контролирует их выполнение, организует взаимодействие;
осуществляет информирование об обстановке в ходе ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации ЕДДС является основным.
ЕДДС переводится в высшие режимы функционирования (повышенной готовности или чрезвычайной ситуации), когда для ликвидации угрозы или самой ЧС требуются совместные действия трех или более ДДС.