Действующий

Об областной целевой программе «Информатизация системы общего образования Ивановской области» на 2004 - 2006 годы (с изменениями на 18 июля 2006 года)




 Приложение
к Закону Ивановской области «Об областной целевой программе «Информатизация системы общего
образования Ивановской области» на 2004-2006 годы»
от 24 мая 2004 года N 59-ОЗ
//Изложено в новой редакции на основании
Закона Ивановской области
от 18 июля 2006 года N 80-ОЗ


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Информатизация системы общего образования Ивановской области» на 2004-2006 годы



ПАСПОРТ
областной целевой программы «Информатизация системы общего образования Ивановской области» на 2004-2006 годы

Наименование Программы

Областная целевая программа «Информатизация системы общего образования Ивановской области» на 2004-2006 годы (далее - Программа)  

Государственный заказчик- координатор Программы

Администрация Ивановской области

Основные разработчики Программы

Управление образования Ивановской области

Основные исполнители Программы

Отдел координации социальной сферы Администрации Ивановской области, управление образования Ивановской области, органы местного самоуправления (по согласованию), отделы образования органов местного самоуправления (райгорОО) (по согласованию).

Цели Программы

· Основной целью Программы является создание единого информационно - образовательного пространства Ивановской области и вхождение в информационно-образовательное пространство Российской Федерации.

· Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способствующих раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, активизации познавательной деятельности, формированию информационной культуры, готовности к использованию средств вычислительной техники.

· Проникновение ИКТ через компьютеризацию в сферу образования Ивановской области, что позволит педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

· Объединение материальных, финансовых и интеллектуально-творческих возможностей заинтересованных ведомств, организаций и органов местного самоуправления в области в реализации Программы.

·     Создание системы доступа к глобальным образовательным ресурсам. Развитие интерактивного дистанционного обучения.

Задачи Программы

· Создание условий для повышения качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий.

· Повышение качества обучения в сельской местности путем организации электронного доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам, подготовки педагогов в области информационных компьютерных технологий.

·     Оснащение всех учреждений образования современной компьютерной техникой.

· Внедрение ИКТ в систему управления образованием.

· Создание системы муниципальных ресурсных центров информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, дистанционного повышения квалификации, осуществляющих также обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды.

· Создание сети опорных школ для наработки опыта использования ИКТ в жизни школы и дальнейшего его внедрения в школы региона.

Основные мероприятия Программы

· Обеспечение учреждений общего образования средствами информатизации, модернизация имеющейся компьютерной техники, приобретение и распространение электронных средств обучения, развитие сети медиатек.

· Внедрение информационных коммуникационных технологий в образовательный процесс через углублённое преподавание курса информатики и информационных технологий, использование компьютеров в предметных уроках и внеурочной деятельности.

· Развитие системы повышения квалификации работников образования в области информационных коммуникационных технологий, развитие дистанционной формы обучения и повышения квалификации.

· Создание региональных ресурсных центров для организации дистанционного обучения педагогических работников муниципальной системы образования, внедрения ИКТ в образование и организации повышения квалификации работников образования.

· Создание единой областной телекоммуникационной образовательной сети как элемента единого российского информационного пространства.

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы - 2004-2006 годы.
Первый этап - 2004 -2005 годы.
Обеспечение школ Ивановской области современными средствами информатизации. Внедрение современных электронных учебных материалов. Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Развертывание системы доступа учреждений образования к информационно-образовательным ресурсам области и Российской Федерации, к сети Интернет. Создание районных (муниципальных) ресурсных центров (РРЦ). Внедрение ИКТ в управление образованием.
Второй этап - 2006 год.
Завершение оснащения учебных заведений средствами информатизации. Развитие единой образовательной информационной среды. Разработка и тиражирование электронных учебных материалов. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Создание сети РРЦ и повышение их роли в организации повышения квалификации педагогических кадров. Осуществление мероприятий по информатизации образования. Организация сервисной службы.

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем средств на реализацию Программы на 2004 - 2006 годы - 50,319 млн. руб., в том числе по источникам:
средства областного бюджета (целевое финансирование) - 18,679 млн. руб.;
средства муниципальных бюджетов (по согласованию) и внебюджетные средства (по согласованию) - 10,64 млн. руб.;
средства федерального бюджета - 21,0 млн. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате выполнения Программы Ивановская область получит возможность войти в единую образовательную информационную среду Российской Федерации.
Реализация мер, предусмотренных Программой, при условии достаточного финансирования, позволит:

· создать условия для повышения качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий;

· подготовить учащихся к жизни в условиях информационного общества и компьютеризированной среды обитания в производственной деятельности;

· повысить качество обучения в сельской местности путем организации доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам, подготовить специалистов в области информационных компьютерных технологий для сельской школы;

· оснастить все учреждения образования современной компьютерной техникой, которая должна активно работать на учебно-воспитательный и управленческий процесс;

· создать систему доступа к глобальным образовательным ресурсам, условия для развития интерактивного дистанционного обучения;

· создать районные ресурсные центры информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, дистанционного повышения квалификации, которые также будут осуществлять обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды.

Система контроля

Законодательное Собрание Ивановской области:

· рассматривает отчет о реализации Программы по завершении отчетного года, осуществляет контроль использования финансовых ресурсов.
Управление образования Ивановской области, органы местного самоуправления:

· содействуют своевременному и полному обеспечению финансовыми ресурсами мероприятий Программы в пределах установленного бюджетного и внебюджетного финансирования, координируют использование ресурсов и исполнение мероприятий Программы;

· проводят проверки хода реализации Программы, эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных на поддержку и развитие одаренных детей;

· готовят с участием ответственных исполнителей отчет о реализации Программы.
Ответственные исполнители мероприятий Программы два раза в год (по итогам 6 месяцев и отчетного года - 10 июля и 10 января) представляют в управление образования Ивановской области информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий для обобщения, анализа и корректировки финансирования и пунктов Программы.

Показатели для мониторинга оценки результатов выполнения Программы
(проценты даны к общему количеству)

1. Количество школ, оснащённых компьютерной техникой, - 400 (89%).

2. Процент учреждений общего образования, оснащённых компьютерами и использующих соответствующие программы в управленческой деятельности, - 80%.

3. Количество обучаемых в школах на 1 компьютер - не более 60 учащихся.

4. Количество учащихся школ, прошедших базовый курс информатики, - 100%.

5. Количество учащихся, обучаемых по углублённому курсу информатики (со 2-8 классов) и профильным курсам с использованием компьютерной техники, 50 %.

6. Создание РРЦ (районных (муниципальных) ресурсных центров) - 27.

7. Подключение райгоротдел образования к сети Интернет - 100%.

8. Подключение школ области к сети Интернет - 30%.

9. Подключение опорных школ к сети Интернет - 100%.

10. Подключение школ области через спутниковые антенны к телекоммуникационной образовательной сети Министерства образования Российской Федерации - 20%.

11. Количество работников образования, обучившихся по курсу «Пользователь ПК», - 50%.

12. Количество учителей-предметников, использующих компьютер в преподавании, - 20%.

13. Создание областного образовательного сервера с заполнением баз методических материалов и педагогического опыта - 40%.

14. Создание и оснащение медиатек на базе школьных библиотек - 30%.

15. Организация передачи и получения нормативных и директивных документов между центром и муниципальными учреждениями образования с использованием электронной почты - 100%.


Краткая характеристика проблемы

В настоящее время информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. Информационная культура становится определяющим фактором развития общества. Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий открывает новые возможности и предъявляет новые требования к системе образования.

Информационно- коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, активизации познавательной деятельности, формированию информационной культуры, готовности к использованию средств вычислительной техники.

Применение информационных технологий в сфере образования позволяет педагогам изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

Целью информатизации системы образования Ивановской области является создание единого информационно-образовательного пространства, обеспечение информационного обмена между образовательными учреждениями, более эффективное взаимодействие всех органов управления образования. Для решения планируется решить ряд задач:

· повысить уровень подготовки учащихся в области современных компьютерных технологий;

· разработать и внедрить информационные образовательные технологии в практику работы учреждений образования;

· создать необходимую материально-техническую базу для использования современных ИКТ в деятельности учреждений образования и органов управления;

· обеспечить возможности доступа к образовательным информационным ресурсам учащимся и педагогам учреждений образования;

· внедрить в образовательный процесс телекоммуникационные проекты;

· использовать в образовании и повышении квалификации дистанционное обучение как важнейшей компонент складывающейся системы открытого образования.

Решение этих задач предполагает наличие в учебных заведениях материально-технического оснащения соответствующего уровня.

Образовательное пространство Ивановской области представляют свыше 450 образовательных учреждений общего среднего, дошкольного и дополнительного образования, в которых до 2000 г. работали 237 классов вычислительной техники, подавляющее большинство которых, а именно - 94 %, были оснащены отечественными компьютерами УКНЦ, Корвет и другими, которые за более чем 15 лет эксплуатации морально и физически устарели и не соответствовали существовавшим на тот момент требованиям. С октября 2000 г. школьные классы вычислительной техники были в основном закрыты как не соответствующие санитарным нормам. В итоге, как и до 1985 г., вся информатизация свелась к преподаванию курса информатики.

С 2002 года в школы Ивановской области начала поступать компьютерная техника в рамках федеральной программы "Развитие единой образовательной информационной среды», финансируемая как из областного, так и федерального бюджетов: 371 компьютер - в ноябре 2002 г, 225 компьютеров - в ноябре 2003 г. В ряде школ компьютеры были приобретены на внебюджетные средства.

В 2003 году в большинстве муниципальных образований в Ивановской области были приняты программы информатизации образования, определены опорные школы, в которых должен нарабатываться опыт использования вычислительной техники в образовательном процессе.

По состоянию на 1 января 2004 года в учебных заведениях области имеется 1300 компьютеров или в среднем 89 учащихся - на 1 компьютер, что ниже, чем в среднем по России. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в гг. Иванове, Кинешме, Тейкове. Школы испытывают большую потребность в программно-методических комплексах для использования информационных технологий в учебной и управленческой деятельности.


Содержание Программы

Программа имеет три уровня:

·     Областной - управленческий.

Разрабатываются и осуществляются мероприятия по государственно-общественной поддержке внедрения информационно-коммуникационной технологии в образовательные учреждения Ивановской области, оснащению их компьютерной техникой, координируются совместные мероприятия с муниципальными органами.

· Муниципальный - управленческий.

Разрабатываются и реализуются программы информатизации образования для соответствующего муниципального образования.

· Уровень образовательного учреждения - разрабатывается и выполняется программа информатизации учреждения, создаются благоприятные условия для её реализации: подготовка и обучение учителей и других работников образования, внедрение ИКТ в учебный процесс.

Основными направлениями Программы являются: