1. Строительство и эксплуатация водозаборов подземных вод осуществляется только после проведения государственной экспертизы эксплуатационных запасов и утверждения проекта водозабора.
2. Строительство и эксплуатация водозаборов подземных вод могут осуществляться как непосредственно владельцем лицензии на пользование участком недр, если он имеет лицензии на соответствующие виды деятельности, либо привлекаемыми специализированными организациями, имеющими такие лицензии. При этом владелец лицензии на пользование участком недр несет всю ответственность за соблюдение условий пользования недрами, установленную в лицензии.
3. Эксплуатация водозаборов подземных вод должна проводиться в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами, проектом водозабора с соблюдением требований федерального законодательства о недрах, Водного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», настоящего Закона, правил и норм по рациональному использованию и охране недр и других компонентов окружающей природной среды. При этом должны соблюдаться следующие условия:
- отбор подземных вод и понижение их уровня не должны превышать установленных величин;
- качество добываемых подземных вод должно отвечать установленным требованиям, а при его несоответствии должны выполняться мероприятия по соответствующей водоподготовке;
- водозаборы должны иметь утвержденную в установленном порядке зону санитарной охраны, в которой соблюдается установленный регламент хозяйственной деятельности;
- влияние отбора подземных вод на окружающую среду не должно превышать установленных в лицензии пределов.
4. В процессе добычи подземных вод пользователь недр обязан осуществлять учет отбора добываемых вод, проводить мониторинг геологической среды и других компонентов природной среды в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами и программой мониторинга.
5. В проектах водозаборов подземных вод должны быть обоснованы:
- выбор типа, схемы размещения и конструкции водозаборных сооружений;
- установление целесообразного способа производства работ по сооружению водозабора в соответствии с природными условиями;
- определение производительности водозабора и отдельных водозаборных сооружений и понижений уровня как на участке водозабора, так и в зоне влияния его эксплуатации;
- оценка качества подземных вод и прогноз его возможных изменений в процессе эксплуатации;
- определение состава сооружений по водоподготовке и проектирование этих сооружений;
- выбор, компоновка и составление проекта коммуникаций, трубопроводов, подъездных дорог, линий электроснабжения, связи и управления;
- разработка строительной части проекта зданий и сооружений, связанных с водозабором.
6. В проекте водозабора должны быть определены границы земельного участка, подлежащего изъятию.
7. Для водозаборов с планируемым отбором подземных вод 10 млн.куб.м в год и более в обязательном порядке проводится оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Раздел ОВОС является составной частью проекта водозабора.
При отборе подземных вод в объеме от 1 до 10 млн. куб. м в год решение о необходимости разработки ОВОС принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды на основании результатов геологоразведочных работ.
8. Проект водозабора должен быть согласован со следующими специально уполномоченными органами управления:
- областным или районным центром санэпидемнадзора, природоохранными и землеустроительными органами в пределах их компетенции по вопросам соответствия качества питьевых и минеральных подземных вод заданному назначению и создания зоны санитарной охраны водозабора;
- территориальным органом управления государственным фондом недр по вопросам соответствия принятых проектных решений данным государственной экспертизы запасов, соблюдения лицензионных условий пользования недрами;
- территориальным органом по использованию и охране водного фонда по вопросам влияния отбора подземных вод на поверхностные водные объекты, условиям сброса сточных вод и возможности использования подземных вод питьевого качества для технического водоснабжения;
- территориальным органом государственного горного надзора по условиям эксплуатации минеральных лечебных и лечебно-столовых вод и безопасному ведению работ по их добыче.