ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
по обеспечению общеобразовательных учреждений
учебной и учебно-методической литературой на 1999-2000 годы
I. Обоснование
Состояние обеспечения общеобразовательных учреждений учебной литературой показывает, что при острой потребности общеобразовательных учреждений области в учебной литературе приобретение новой ежегодно уменьшается. Кризис в системе обеспечения обусловлен недостатком финансовых средств и отсутствием эффективного рыночного механизма обеспечения. Задача сегодняшнего дня - отработка партнерских отношений между субъектами взаимодействий при сохранении государственной поддержки в первую очередь социально не защищенных слоев населения, а также детей, обучающихся в специальных общеобразовательных учреждениях.
Отношения потребителей (системы образования) и производителей (издательств) должны быть установлены в рамках рыночного механизма, работающих как с бюджетными, так и с внебюджетными средствами (в том числе с родительскими).
Комплексный подход к решению проблем книгообеспечения должен осуществляться на основе информационной системы, опирающейся на региональный и муниципальные информационные центры. Для реализации Основных мероприятий необходимо создание инфраструктуры по обеспечению региона учебной литературой, которая представляла бы совокупность элементов системы обеспечения и в связи между ними. В качестве примера подобной инфраструктуры выступает региональный информационно-аналитический центр, созданный при областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Основными направлениями работы центра являются:
маркетинг учебной литературы;
педагогический мониторинг (оценка) учебной литературы;
продвижение новой учебной и учебно-методической литературы к пользователю;
обеспечение выполнения заказа в условиях многоканального финансирования (работа с бюджетными средствами, по взаимозачетным схемам, с собственными оборотными средствами, с внебюджетными средствами образовательных учреждений, с родительскими средствами).
II. Направления реализации основных мероприятий
1. Подготовка нормативных документов, регламентирующих и стимулирующих выполнение Основных мероприятий.
2. Формирование региональной системы обеспечения общеобразовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой на базе единого информационного пространства:
развитие информационно-аналитической службы по учебному книгообеспечению;
развитие материально-технической базы системы обеспечения образовательных учреждений учебной литературой.
3. Формирование и реализация регионального заказа на учебную и учебно-методическую литературу:
проведение инвентаризации фонда учебной литературы;
анализ перечня учебной и учебно-методической литературы, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, для формирования регионального комплекта;
информирование образовательных учреждений об издаваемой учебной литературе, рекомендованной для использования в учебном процессе;
формирование заказа на необходимую учебную литературу в соответствии с потребностями образовательных учреждений региона;
заключение на конкурсной основе договоров с издательствами, выпускающими учебную литературу, рекомендованную Минобразованием Российской Федерации.
4. Финансирование мероприятий:
отдельная строка в областном и муниципальных бюджетах средства на приобретение учебной литературы в соответствии с потребностью образовательных учреждений;
составление графика выделения средств на обеспечение учебной литературой;
предоставление возможности оплаты заказов на учебную литературу различными формами расчетов;
создание системы поддержки для закупки учебной литературы образовательными учреждениями за счет внебюджетных средств, в том числе и родительских.
5. Мероприятия по педагогическому мониторингу и маркетингу учебной и учебно-методической литературы:
организация выставок учебной литературы;
формирование и ведение базы данных по учебной литературе;
организация семинаров, встреч с авторами, методистами, посвященных ознакомлению с новыми поступлениями учебной литературы;
работа с родителями и учащимися по ознакомлению с учебной литературой, предлагаемой для приобретения на родительские средства;
педагогический мониторинг (оценка) учебной литературы.