Действующий

О Программе содействия занятости населения Ивановской области на 2003-2005 годы

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА НА ПЕРИОД С 2003 ПО 2005 ГОДЫ

По оценке, в течение 2003-2005 годов на рынке труда Ивановской области в целом сохранится превышение предложения рабочей силы над спросом предприятий в кадрах (приложение 3).

Согласно расчетам главного управления экономического развития и торговли Ивановской области анализ прогноза социально-экономического развития области показывает незначительный рост численности занятых в экономике области (с 491,0 тыс. человек в 2002 году до 493,0 тыс. человек в 2005 году). Рост численности занятых ожидается за счет увеличения количества занятых в материальном производстве с 347,5 тыс. человек в 2002 году до 350,2 в 2005 году с одновременным уменьшением количества занятых в непроизводственной сфере с 143,5 тыс. человек до 142,8 тыс. человек соответственно.

Прогноз социально-экономического развития области, анализ демографической ситуации и ситуации, складывающейся на рынке труда в 1999-2002 годах, свидетельствуют о том, что в динамике основных количественных и качественных параметров трудовой сферы не произойдет существенных изменений в лучшую сторону.

Предполагается, что спрос на рабочую силу останется достаточно высоким в силу ряда обстоятельств:

1) роста промышленного производства в Ивановской области,

2) значительного движения кадров, обусловленного:

- отсутствием предпосылок для роста заработной платы в основных отраслях экономики, в том числе вследствие того, что конкурентоспособность продукции держится на низких издержках по оплате труда,

- отсутствием социальных гарантий и нарушением законодательно закрепленных норм трудовых отношений в сфере малого бизнеса и торгово-посреднической деятельности,

3)структурного дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда,

4)необходимости оптимизации численности рабочей силы на предприятиях и в организациях в целях повышения производительности труда.

Предложение рабочей силы останется высоким и будет характеризоваться обострением структурных дисбалансов на рынке труда, усугубляемых, в том числе за счет:

- несогласованности динамики спроса на рабочую силу и тенденции развития системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров,

- сложного финансового положения предприятий, ограничивающего возможности работодателей вкладывать средства в развитие трудовых ресурсов, в том числе - в обучение работников,

- некоторого повышения численности трудоспособного населения.

Во всех районах области (за исключением г. Иванова и Ивановского района) предложение рабочей силы будет опережать спрос на нее (в целом по области - примерно на 24 процента в течение всего периода). Наиболее трудоизбыточными останутся Верхнеландеховский (прогнозируется превышение предложения над спросом в 3,3 раза), Ильинский (в 3,3 раза), Пестяковский (в 2,4 раза) и Юрьевецкий районы (в 2,5 раза).

В силу ряда причин сохранится тенденция роста числа безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости населения:

1)ожидается высвобождение «избыточного» производственного персонала, в основном малоквалифицированного, неконкурентоспособного на рынке труда;

2)размер выплат по пособию безработным гражданам с учетом начислений на иждивенцев стал сопоставим с величиной заработной платы в бюджетных организациях, сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях в районах с высоким уровнем безработицы;

3)трудоустройство за пределами области, в целом позитивно влияющее на положение с занятостью в депрессивных районах, не способствует снижению показателей безработицы, так как после окончания контракта возвратившиеся граждане вновь встают на учет в органы службы занятости населения, причем высокий размер полученной за пределами области заработной платы гарантирует им высокий уровень пособия по безработице и возможность на законных основаниях отказываться от предлагаемой работы на местных предприятиях;

4)трудоустройство на местные предприятия осуществляется, как правило, по срочному договору на время переработки определенного объема сырья, после окончания которого граждане вновь встают на учет в органы службы занятости населения,

5)появление на рынке труда значительного контингента граждан, имеющих низкий образовательный уровень.