Процессы, происходящие в экономике области и сфере трудовых отношений, идут, к сожалению, медленно.
Спрос и предложение на рынке труда в Ивановской области не совпадает ни по масштабам, ни по структуре. Ухудшающиеся условия труда, изношенность основных фондов предприятий ведут к снижению качества и престижности рабочих мест, снижают возможность трудоустройства ищущих работу граждан.
Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, теряют высококвалифицированных работников, значительная часть которых переходит в неформальную занятость, часто не требующую прежней квалификации.
Исходя из прогноза социально-экономического развития области до 2005 года, ожидается, что ситуация в сфере занятости будет оставаться сложной.
К числу ключевых проблем сферы занятости и рынка труда на 2003-2005 годы относятся:
1) Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы.
2) Дифференциация городских и районных рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы.
3) Недостаток рабочих мест в районах с высоким уровнем безработицы.
4) Низкая величина цены труда препятствует привлечению незанятого населения в отрасли, испытывающие недостаток в трудовых ресурсах.
5) Проблемой в области становится истощение рынка труда и низкое качество рабочей силы: недостаток квалифицированных кадров, с одной стороны, и увеличение количества малоквалифицированных работников и работников, имеющих неактуальную на современном рынке труда профессию, с другой. Реализация мер по развитию производственного персонала сдерживается из-за нестабильного финансового состояния предприятий области.
6). Низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и др.), обусловленная ужесточением требований работодателей к рабочей силе, что проявляется в избирательном подходе при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия опыта работы, знания иностранных языков и т.д.
7) Недостаточная адаптированность системы образования к требованиям рынка труда, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессинально-квалификационном разрезе.