ЗАКОН

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 18 марта 2003 года N 22-ОЗ
г. Иваново


О Программе содействия занятости населения Ивановской области на 2003 - 2005 годы

Принят
 Законодательным Собранием
 30 января 2003 года


Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в действующей редакции), Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (в действующей редакции) и статьей 41 Устава (Основного Закона) Ивановской области.

Статья 1.

1. Утвердить Программу содействия занятости населения Ивановской области на 2003-2005 годы (прилагается).

2. Финансирование Программы содействия занятости населения Ивановской области на 2003-2005 годы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах сумм, утвержденных законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 2.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В.И. ТИХОНОВ


Приложение
к Закону Ивановской области "О Программе содействия занятости населения
Ивановской области на 2003-2005 годы"



ПРОГРАММА
содействия занятости населения Ивановской области на 2003 - 2005 годы

Содержание

Паспорт Программы содействия занятости населения Ивановской области на 2003 - 2005 годы

Введение

Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда.
Анализ динамики рынка труда в 1999 -2002 гг.

Прогноз развития рынка труда на период с 2003 по 2005 годы

Ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда

Цели и задачи Программы, сроки ее реализации

Мероприятия по реализации основных направлений содействия занятости населения на 2003 - 2005 годы

Содействие в трудоустройстве и оказание консультационных услуг

Организация общественных работ

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

Организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите

Содействие самозанятости граждан

Социальная адаптация граждан на рынке труда

Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, мероприятий по взаимодействию с работодателями

Оказание предувольнительных консультационных услуг высвобождаемым работникам

Профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения

Профессиональное обучение безработных граждан

Информационная и издательская деятельность органов службы занятости

Развитие информатизации деятельности службы занятости

Социальная поддержка безработных граждан

Финансовое обеспечение Программы

Социальное партнерство на рынке труда

Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы

Приложения:

1 Перечень областных целевых программ, оказывающих влияние на региональный рынок труда

2.Перечень инвестиционных проектов, предусматривающих создание дополнительных и сохранение существующих рабочих мест

3.Прогноз рынка труда на 2003 - 2005 годы по Ивановской области

4.Основные направления содействия занятости населения на 2003 - 2005 годы

5.Субвенция областного бюджета бюджетам муниципальных образований на организацию активных мероприятий занятости населения Ивановской области на 2003 год


ПАСПОРТ
программы содействия занятости населения Ивановской области на 2003-2005 годы

Наименование
Программы

Программа содействия занятости населения Ивановской области на 2003 - 2005 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Статья 14 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», поручение Министерства труда и социального развития России от 20 сентября 2002 года N 6320-МТ

Государственный заказчик Программы

Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Администрация Ивановской области

Основной разработчик Программы

Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ивановской области с участием областных управлений и органов местного самоуправления в Ивановской области

Цели и задачи Программы

Основными целями настоящей Программы являются создание условий для развития рынка труда и эффективной занятости населения в крупных городах области, снижение напряженности на рынке труда в районах с высоким уровнем безработицы; обеспечение адресной поддержки граждан, особо нуждающихся в социальной защите; повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих приоритетных задач:

- совершенствование форм и методов работы по профилактике безработицы, организационных форм трудоустройства граждан с учетом профессиональной подготовки населения, меняющегося спроса на рабочую силу и в соответствии с профессиональным опытом, образованием, состоянием здоровья граждан;

- реализация специальных мероприятий, способствующих трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

- совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения;

- обеспечение комплекса услуг безработным гражданам и незанятому населению по профессиональному консультированию и профессиональной ориентации.

Сроки реализации Программы

В течение 2003 - 2005 годов

Перечень основных направлений

Содействие трудоустройству населения:

- оказание консультационных услуг;

- трудоустройство на вакантные рабочие места;

- организация общественных работ;

- организация временного трудоустройства особо нуждающихся в социальной защите граждан;

- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до18 лет;

- содействие самозанятости граждан;

- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

- социальная адаптация безработных граждан.

Профессиональное обучение безработных граждан.

Профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения.

Социальная поддержка безработных граждан.

Исполнители основных мероприятий

Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ивановской области (далее - департамент ФГСЗН); главное управление экономического развития и торговли Ивановской области; управление по труду и социальным вопросам Ивановской области; управление социальной защиты населения Ивановской области; управление образования Ивановской области; Ивановское областное объединение организаций профсоюзов; союз промышленников и предпринимателей Ивановской области; управление сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области; комитет Ивановской области по делам молодежи; главное финансовое управление Ивановской области; центры занятости населения (ЦЗН); органы местного самоуправления.

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы в 2003-2005 годах составит 440,1 млн. руб., в т.ч.

в 2003 году - 121,4 млн. руб.;

в 2004 году - 150,6 млн. руб.;

в 2005 году - 168,1 млн. руб.

В том числе:

Средства федерального бюджета:

2003 год - 113,3 млн. руб.;

2004 год - 134,3 млн. руб.*;

2005 год - 149,3 млн. руб.*

Средства областного бюджета:

2003 год - 1,9 млн. руб.;

2004 год - 6,5 млн. руб.*;

2005 год - 8,0 млн. руб.*

Средства местных бюджетов: **

2003 год - 1,9 млн. руб.;

2004 год - 3,3 млн. руб.;

2005 год - 3,9 млн. руб.

Прочие источники:

2003 год - 4,3 млн. руб.;

2004 год - 6,5 млн. руб.;

2005 год - 6,9 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы в течение 2003 - 2005 годов позволит:

- сдерживать уровень регистрируемой безработицы (по отношению к экономически активному населению) в размере 1,8 %;

- повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 284,7 тыс. вакансий, в том числе:

2003 год - 94,7 тыс. ед.;

2004 год - 94,9 тыс. ед.;

2005 год - 95,1 тыс. ед.;

- обеспечить трудоустройство 122,8 тыс. человек, в том числе:

2003 год - 40,8 тыс. чел.;

2004 год - 40,9 тыс. чел.;

2005 год - 41,1 тыс. чел.;

- обеспечить участие в общественных работах 6998 человек, в том числе:

2003 год - 1500 чел.;

2004 год - 2678 чел.;

2005 год - 2820 чел.;

- организовать временное трудоустройство 25,8 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе:

2003 год - 6,6 тыс. чел.;

2004 год - 9,5 тыс. чел.;

 2005 год -9,7 тыс. чел.;


* объемы финансирования могут быть скорректированы после принятия законов о федеральном и областном бюджетах на очередной финансовый год
** рекомендуемые средства

- поддержать предпринимательскую инициативу 2320 граждан, в том числе:

2003 год -750 чел.;

2004 год - 770 чел.;

2005 год - 800 чел.;

- предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства 5709 безработным гражданам, в том числе:

 2003 год - 1833 чел.;

 2004 год - 1913 чел.;

 2005 год - 1963 чел.;

- провести профориентационную работу с 152,3 тысячами граждан, в том числе:

2003 год - 49,8 тыс. чел.;

2004 год - 50,6 тыс. чел.;

2005 год - 51,9 тыс. чел.

Контроль за реализацией Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляют органы службы занятости населения Ивановской области совместно с законодательным (представительным) и исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления, профсоюзами.


ВВЕДЕНИЕ

Программа содействия занятости населения Ивановской области на 2003-2005 годы разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», нормативно-правовыми актами Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В её основу положены анализ существующей ситуации в сфере занятости и на рынке труда и прогноз её развития на 2003-2005 годы. Программа направлена на реализацию основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения в соответствии с положениями Концепции действий на рынке труда в Российской Федерации в 2003-2005 годах и комплексом мер по её реализации. Программа обеспечивает комплексный подход к решению проблем рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и др.), способствующих обеспечению продуктивной занятости населения в соответствии с его потребностями в рабочих местах. Это предполагает приоритет активных действий в политике на рынке труда, эффективное использование финансовых средств, направленных на реализацию Программы, взаимодействие органов власти области, работодателей, объединений профсоюзов по вопросам поддержания и развития занятости в области. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения осуществляется на принципах софинансирования за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, областного, местных бюджетов и средств работодателей. Подготовка Программы осуществлялась с учетом проекта программы «Экономическое и социальное развитие Ивановской области на 2003-2007 годы», разработанной Администрацией Ивановской области и Международным центром развития регионов. При разработке Программы учитывались ряд других областных целевых программ, регулирующих социально-трудовую сферу и влияющих на рынок труда области (приложения 1, 2). Реализация направлений данной Программы будет осуществляться путем выполнения муниципальных программ содействия занятости населения.

Используемые в Программе понятия:
Трудовые ресурсы - лица трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста
Занятые согласно законодательству РФ занятыми считаются граждане:

1. работающие по найму;

2. временно отсутствующие по разным причинам (отпуск, болезнь, повышение квалификации и т.д.);

3. самостоятельно обеспечивающие себя работой;

4. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

5. проходящие службу в любых родах войск;

6. учащиеся общеобразовательных школ в трудоспособном возрасте(статистика РФ относит к занятому населению учащихся с 16 лет);

7. учащиеся учебных заведений начального профессионального образования;

8. проходящие очный курс обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального обучения.
Незанятые - лица трудоспособного возраста и старше (если последние не ищут работы), которые не имеют работы (доходного занятия).
Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу.
Безработные - лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к работе. Из них выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения.
Уровень общей безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах).
Уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения или к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (в процентах).
Экономически активное население (рабочая сила) - часть населения, включающая всех занятых и безработных граждан.
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте - население, которое по своим возрастным, физиологическим и социальным характеристикам способно к экономической активности, труду. Включает граждан трудоспособного возраста (мужчин 16-59 лет, женщин 16-54 лет) за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста.
Уровень экономической активности - отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в процентах).

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА

Анализ динамики рынка труда в 1999 - 2002 годах

Экономические факторы

 

Общая ситуация на рынке труда Ивановской области, начиная с 1999 года, имела положительные тенденции, обусловленные позитивной динамикой роста основных социально-экономических показателей. Согласно прогнозу социально-экономического развития Ивановской области на 2003-2005 годы рост объемов производства (к 1999 году) должен составить 125,9 процента. В лидеры по росту объемов промышленной продукции по итогам года вышли предприятия машиностроения и металлообработки - 156,8% (удельный вес в общем объеме произведенной в области промышленной продукции по итогам 2001 года - 19,2%), легкой - 166,3% (удельный вес - 34,6%), химической - 147,0% (удельный вес - 4,1%) промышленности.

Положительные сдвиги происходят в финансово-кредитной сфере - сокращаются неплатежи, заметны подвижки с выплатой заработной платы, пенсий, пособий, проводится их индексация. По состоянию на 1 июля 2002 года суммарная задолженность по заработной плате составила 111,9 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с ситуацией на 1 января 2000 года на 66,8 млн. рублей.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за июль 2002 года, по полному кругу предприятий составила 2829,5 рублей (по Российской Федерации - 4178,0 рублей). По сравнению с июлем 2001 года она возросла на 49,9 процента. Величина прожиточного минимума в Ивановской области во 2 квартале 2002 года в расчете на душу населения составляла 1767,3 рубля, среднедушевой доход в мае 2002 года - 1139,8 рублей. В рейтинге субъектов Российской Федерации Ивановская область по уровню заработной платы поднялась в апреле 2002 года на 73 место с 78-го, которое она занимала в октябре 2001 года.


Демографические факторы

Численность постоянного населения области на 1 июля 2002 года составляла 1184,5 тыс. человек, уменьшившись с 1 января 2000 года на 33,0 тыс. человек. Общая демографическая ситуация в этом периоде характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с высокой смертностью и низким уровнем рождаемости. Естественный прирост ежегодно имеет отрицательное значение (убыль), а величина его год от года увеличивается. Однако, до 2005 года этот процесс не будет оказывать влияния на состояние рынка труда вследствие того, что в трудоспособный возраст вступает поколение, родившиеся в середине 80-х годов, когда был отмечен рост рождаемости. Доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в численности постоянного населения в 2002 году составила 56,8%, против 55,4 % в 2001 году и 54,5% в 2000 году.

Миграционные факторы


Миграционные потоки в Ивановской области складывались следующим образом. В январе - ноябре 2001 года в область прибыло 18,4 тыс. человек, выбыло 17,3 тыс. человек, миграционный прирост составил 1,1 тыс. человек (2000 год - 2,3 тыс. человек, 1999 год - 2,9 тыс. человек). Положительное сальдо миграции сохранилось за счет притока населения из других регионов России, стран СНГ и Балтии, при этом наиболее значительным он был из Казахстана, Узбекистана, Украины. Значительная часть прибывшего населения находится в трудоспособном состоянии, проблем с ее трудоустройством, практически, не возникает. В течение 2001 года в государственную службу занятости населения обратилось только 23 беженца и вынужденных переселенца.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»