Принят
Законодательным Собранием
30 января 2003 года
Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в действующей редакции), Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (в действующей редакции) и статьей 41 Устава (Основного Закона) Ивановской области.
Статья 1.
1. Утвердить Программу содействия занятости населения Ивановской области на 2003-2005 годы (прилагается).
2. Финансирование Программы содействия занятости населения Ивановской области на 2003-2005 годы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах сумм, утвержденных законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 2.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В.И. ТИХОНОВ
ПРОГРАММА
содействия занятости населения Ивановской области на 2003 - 2005 годы
Содержание
Паспорт Программы содействия занятости населения Ивановской области на 2003 - 2005 годы |
Введение |
Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда. |
Прогноз развития рынка труда на период с 2003 по 2005 годы |
Ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда |
Цели и задачи Программы, сроки ее реализации |
Мероприятия по реализации основных направлений содействия занятости населения на 2003 - 2005 годы |
Содействие в трудоустройстве и оказание консультационных услуг |
Организация общественных работ |
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет |
Организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
Содействие самозанятости граждан |
Социальная адаптация граждан на рынке труда |
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, мероприятий по взаимодействию с работодателями |
Оказание предувольнительных консультационных услуг высвобождаемым работникам |
Профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения |
Профессиональное обучение безработных граждан |
Информационная и издательская деятельность органов службы занятости |
Развитие информатизации деятельности службы занятости |
Социальная поддержка безработных граждан |
Финансовое обеспечение Программы |
Социальное партнерство на рынке труда |
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации |
Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы |
Приложения: |
1 Перечень областных целевых программ, оказывающих влияние на региональный рынок труда |
2.Перечень инвестиционных проектов, предусматривающих создание дополнительных и сохранение существующих рабочих мест |
3.Прогноз рынка труда на 2003 - 2005 годы по Ивановской области |
4.Основные направления содействия занятости населения на 2003 - 2005 годы |
5.Субвенция областного бюджета бюджетам муниципальных образований на организацию активных мероприятий занятости населения Ивановской области на 2003 год |
Наименование | Программа содействия занятости населения Ивановской области на 2003 - 2005 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Статья 14 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», поручение Министерства труда и социального развития России от 20 сентября 2002 года N 6320-МТ |
Государственный заказчик Программы | Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Администрация Ивановской области |
Основной разработчик Программы | Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ивановской области с участием областных управлений и органов местного самоуправления в Ивановской области |
Цели и задачи Программы | Основными целями настоящей Программы являются создание условий для развития рынка труда и эффективной занятости населения в крупных городах области, снижение напряженности на рынке труда в районах с высоким уровнем безработицы; обеспечение адресной поддержки граждан, особо нуждающихся в социальной защите; повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы. Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих приоритетных задач: - совершенствование форм и методов работы по профилактике безработицы, организационных форм трудоустройства граждан с учетом профессиональной подготовки населения, меняющегося спроса на рабочую силу и в соответствии с профессиональным опытом, образованием, состоянием здоровья граждан; - реализация специальных мероприятий, способствующих трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите; - совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения; - обеспечение комплекса услуг безработным гражданам и незанятому населению по профессиональному консультированию и профессиональной ориентации. |
Сроки реализации Программы | В течение 2003 - 2005 годов |
Перечень основных направлений | Содействие трудоустройству населения: - оказание консультационных услуг; - трудоустройство на вакантные рабочие места; - организация общественных работ; - организация временного трудоустройства особо нуждающихся в социальной защите граждан; - организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до18 лет; - содействие самозанятости граждан; - организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; - социальная адаптация безработных граждан. Профессиональное обучение безработных граждан. Профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения. Социальная поддержка безработных граждан. |
Исполнители основных мероприятий | Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ивановской области (далее - департамент ФГСЗН); главное управление экономического развития и торговли Ивановской области; управление по труду и социальным вопросам Ивановской области; управление социальной защиты населения Ивановской области; управление образования Ивановской области; Ивановское областное объединение организаций профсоюзов; союз промышленников и предпринимателей Ивановской области; управление сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области; комитет Ивановской области по делам молодежи; главное финансовое управление Ивановской области; центры занятости населения (ЦЗН); органы местного самоуправления. |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования Программы в 2003-2005 годах составит 440,1 млн. руб., в т.ч. в 2003 году - 121,4 млн. руб.; в 2004 году - 150,6 млн. руб.; в 2005 году - 168,1 млн. руб. В том числе: Средства федерального бюджета: 2003 год - 113,3 млн. руб.; 2004 год - 134,3 млн. руб.*; 2005 год - 149,3 млн. руб.* Средства областного бюджета: 2003 год - 1,9 млн. руб.; 2004 год - 6,5 млн. руб.*; 2005 год - 8,0 млн. руб.* Средства местных бюджетов: ** 2003 год - 1,9 млн. руб.; 2004 год - 3,3 млн. руб.; 2005 год - 3,9 млн. руб. Прочие источники: 2003 год - 4,3 млн. руб.; 2004 год - 6,5 млн. руб.; 2005 год - 6,9 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы в течение 2003 - 2005 годов позволит: - сдерживать уровень регистрируемой безработицы (по отношению к экономически активному населению) в размере 1,8 %; - повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 284,7 тыс. вакансий, в том числе: 2003 год - 94,7 тыс. ед.; 2004 год - 94,9 тыс. ед.; 2005 год - 95,1 тыс. ед.; - обеспечить трудоустройство 122,8 тыс. человек, в том числе: 2003 год - 40,8 тыс. чел.; 2004 год - 40,9 тыс. чел.; 2005 год - 41,1 тыс. чел.; - обеспечить участие в общественных работах 6998 человек, в том числе: 2003 год - 1500 чел.; 2004 год - 2678 чел.; 2005 год - 2820 чел.; - организовать временное трудоустройство 25,8 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе: 2003 год - 6,6 тыс. чел.; 2004 год - 9,5 тыс. чел.; 2005 год -9,7 тыс. чел.; |
* объемы финансирования могут быть скорректированы после принятия законов о федеральном и областном бюджетах на очередной финансовый год
** рекомендуемые средства
- поддержать предпринимательскую инициативу 2320 граждан, в том числе: 2003 год -750 чел.; 2004 год - 770 чел.; 2005 год - 800 чел.; - предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства 5709 безработным гражданам, в том числе: 2003 год - 1833 чел.; 2004 год - 1913 чел.; 2005 год - 1963 чел.; - провести профориентационную работу с 152,3 тысячами граждан, в том числе: 2003 год - 49,8 тыс. чел.; 2004 год - 50,6 тыс. чел.; 2005 год - 51,9 тыс. чел. | |
Контроль за реализацией Программы | Контроль за выполнением Программы осуществляют органы службы занятости населения Ивановской области совместно с законодательным (представительным) и исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления, профсоюзами. |
Программа содействия занятости населения Ивановской области на 2003-2005 годы разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», нормативно-правовыми актами Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В её основу положены анализ существующей ситуации в сфере занятости и на рынке труда и прогноз её развития на 2003-2005 годы. Программа направлена на реализацию основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения в соответствии с положениями Концепции действий на рынке труда в Российской Федерации в 2003-2005 годах и комплексом мер по её реализации. Программа обеспечивает комплексный подход к решению проблем рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и др.), способствующих обеспечению продуктивной занятости населения в соответствии с его потребностями в рабочих местах. Это предполагает приоритет активных действий в политике на рынке труда, эффективное использование финансовых средств, направленных на реализацию Программы, взаимодействие органов власти области, работодателей, объединений профсоюзов по вопросам поддержания и развития занятости в области. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения осуществляется на принципах софинансирования за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, областного, местных бюджетов и средств работодателей. Подготовка Программы осуществлялась с учетом проекта программы «Экономическое и социальное развитие Ивановской области на 2003-2007 годы», разработанной Администрацией Ивановской области и Международным центром развития регионов. При разработке Программы учитывались ряд других областных целевых программ, регулирующих социально-трудовую сферу и влияющих на рынок труда области (приложения 1, 2). Реализация направлений данной Программы будет осуществляться путем выполнения муниципальных программ содействия занятости населения.
Используемые в Программе понятия:
Трудовые ресурсы - лица трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста
Занятые согласно законодательству РФ занятыми считаются граждане:
1. работающие по найму;
2. временно отсутствующие по разным причинам (отпуск, болезнь, повышение квалификации и т.д.);
3. самостоятельно обеспечивающие себя работой;
4. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
5. проходящие службу в любых родах войск;
6. учащиеся общеобразовательных школ в трудоспособном возрасте(статистика РФ относит к занятому населению учащихся с 16 лет);
7. учащиеся учебных заведений начального профессионального образования;
8. проходящие очный курс обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального обучения.
Незанятые - лица трудоспособного возраста и старше (если последние не ищут работы), которые не имеют работы (доходного занятия).
Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу.
Безработные - лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к работе. Из них выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения.
Уровень общей безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах).
Уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения или к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (в процентах).
Экономически активное население (рабочая сила) - часть населения, включающая всех занятых и безработных граждан.
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте - население, которое по своим возрастным, физиологическим и социальным характеристикам способно к экономической активности, труду. Включает граждан трудоспособного возраста (мужчин 16-59 лет, женщин 16-54 лет) за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста.
Уровень экономической активности - отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в процентах).
Общая ситуация на рынке труда Ивановской области, начиная с 1999 года, имела положительные тенденции, обусловленные позитивной динамикой роста основных социально-экономических показателей. Согласно прогнозу социально-экономического развития Ивановской области на 2003-2005 годы рост объемов производства (к 1999 году) должен составить 125,9 процента. В лидеры по росту объемов промышленной продукции по итогам года вышли предприятия машиностроения и металлообработки - 156,8% (удельный вес в общем объеме произведенной в области промышленной продукции по итогам 2001 года - 19,2%), легкой - 166,3% (удельный вес - 34,6%), химической - 147,0% (удельный вес - 4,1%) промышленности.
Положительные сдвиги происходят в финансово-кредитной сфере - сокращаются неплатежи, заметны подвижки с выплатой заработной платы, пенсий, пособий, проводится их индексация. По состоянию на 1 июля 2002 года суммарная задолженность по заработной плате составила 111,9 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с ситуацией на 1 января 2000 года на 66,8 млн. рублей.
Средняя номинальная заработная плата, начисленная за июль 2002 года, по полному кругу предприятий составила 2829,5 рублей (по Российской Федерации - 4178,0 рублей). По сравнению с июлем 2001 года она возросла на 49,9 процента. Величина прожиточного минимума в Ивановской области во 2 квартале 2002 года в расчете на душу населения составляла 1767,3 рубля, среднедушевой доход в мае 2002 года - 1139,8 рублей. В рейтинге субъектов Российской Федерации Ивановская область по уровню заработной платы поднялась в апреле 2002 года на 73 место с 78-го, которое она занимала в октябре 2001 года.
Численность постоянного населения области на 1 июля 2002 года составляла 1184,5 тыс. человек, уменьшившись с 1 января 2000 года на 33,0 тыс. человек. Общая демографическая ситуация в этом периоде характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с высокой смертностью и низким уровнем рождаемости. Естественный прирост ежегодно имеет отрицательное значение (убыль), а величина его год от года увеличивается. Однако, до 2005 года этот процесс не будет оказывать влияния на состояние рынка труда вследствие того, что в трудоспособный возраст вступает поколение, родившиеся в середине 80-х годов, когда был отмечен рост рождаемости. Доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в численности постоянного населения в 2002 году составила 56,8%, против 55,4 % в 2001 году и 54,5% в 2000 году.
Миграционные потоки в Ивановской области складывались следующим образом. В январе - ноябре 2001 года в область прибыло 18,4 тыс. человек, выбыло 17,3 тыс. человек, миграционный прирост составил 1,1 тыс. человек (2000 год - 2,3 тыс. человек, 1999 год - 2,9 тыс. человек). Положительное сальдо миграции сохранилось за счет притока населения из других регионов России, стран СНГ и Балтии, при этом наиболее значительным он был из Казахстана, Узбекистана, Украины. Значительная часть прибывшего населения находится в трудоспособном состоянии, проблем с ее трудоустройством, практически, не возникает. В течение 2001 года в государственную службу занятости населения обратилось только 23 беженца и вынужденных переселенца.