Ивановский регион всегда являлся крупнейшим производителем хлопчатобумажных тканей в России. Доля Ивановской области в производстве хлопчатобумажных тканей в России составляла 34,6% при доле населения менее 1%. Ведущая отрасль промышленности, текстильная, имеет сегодня один из наиболее низких уровней производства. По отношению к уровню 1991 года выпуск пряжи составил 20,4%, а готовых тканей 38,8%. Резкое снижение объемов производства произошло вследствие:
2.2.1. разрушения традиционных путей поставок сырья и сбыта продукции после распада СССР;
2.2.2. утраты предприятиями собственных оборотных средств в связи с начавшейся инфляцией;
2.2.3. низкой конкурентоспособности выпускаемых тканей:
- по ширине (международный рынок потребляет ткани от 150 до 300 см.)
- по ассортименту (в подавляющем большинстве предприятия производят ткани бытового назначения для изготовления постельного белья.)
- по качеству перерабатываемого сырья и, как следствие, качеству пряжи.
- по себестоимости (высокие издержки производства из-за содержания жилья и объектов соцкультбыта, высокого налогообложения, низкого уровня производительности труда).
- ухудшения квалификации и профессионализма персонала.
- несоответствия между качеством выпускаемых тканей и ее ценой.
2.2.4. отсутствия доступа к коммерческим кредитам из-за высокого налогообложения и роста долгов предприятий;
2.2.5. отсутствия на предприятиях маркетинговых служб, отвечающих современным требованиям и как следствие переход под контроль посреднических фирм вопросов реализации продукции;
2.2.6. использования при расчетных операциях взаимозачетов и бартера, особенно передача ткани в счет погашения долгов предприятия, позволяет посредническим предприятиям и фирмам реализовать ее на рынке по ценам ниже, чем у производителя;
2.2.7. уменьшения покупательского спроса населения в связи со снижением уровня жизни;
2.2.8. жесткой конкуренции со стороны импортной продукции, более дешевой и усиленно рекламируемой. Основной задачей текстильных предприятий региона является реформирование текстильной и легкой промышленности. В процессе реформирования должны быть решены следующие первоочередные задачи:
- освобождение предприятий от несвойственных им функций содержания жилья и объектов социально бытового назначения;
- техническое перевооружение производства для выпуска:
качественной пряжи, в том числе малой линейной плотности и крученой;
широких тканей от 150 до 300 см. в готовом виде;
жаккардовых тканей;
хлопкольняных тканей с вложением 30 50% котонина механического и механохимического способа получения;
тканей из пряжи малых линейных плотностей разнообразных ткацких структур и рисунков;
тканей с модными эффектами художественно-колористического оформления;
тканей со специальными видами заключительных отделок с использованием экологически чистых химических композиций;
мебельных тканей и тканей для отделки помещений;
трикотажного полотна;
чулочно-носочных изделий;
- ликвидация производства тканей шириной менее 100 см.;
- реструктуризация долгов предприятий;
- создание внутриотраслевых торговых ассоциаций, нацеленных на обслуживание рынка, решение в рамках ассоциации проблемы маркетинга и ухода от посредников, разумная ценовая политика;
- горизонтальная интеграция внутри отрасли (объединение нескольких прядильно-ткацких производств);
- отказ от оплаты продукцией текстильной и легкой промышленности за сырье, топливно-энергетических ресурсов, другой продукции, потребляемой предприятиями, налогов и обязательных платежей с целью исключения попадания на рынок текстильной продукции по демпинговым ценам со стороны посреднических фирм;
- применение процедуры принудительного банкротства для предприятий, не имеющих перспективы развития. В рамках процедуры банкротства решение проблемы перепрофилирования или ликвидации предприятия;
- создание профессиональной ассоциации Ивановских текстильных предприятий, как центрального органа, который будет заниматься всеми техническими вопросами отрасли;
- содействие со стороны администрации Ивановской области развитию межобластных и межрегиональных связей с целью изучения рынков сбыта, потребительского спроса и продвижения продукции текстильных предприятий области;
- содействие со стороны администрации области организации и проведению на территории области различных выставок-ярмарок текстильных изделий и участию в выставочно-ярмарочной деятельности Ивановских текстильных предприятий;